“Мэри Роуз”, флагманский корабль Генриха XVIII Тюдора. Парусник «Mary Rose» любимый корабль Генриха VIII Корабль мэри роуз в музее

Получила, вероятно, в честь французской королевы Марии Тюдор (сестры короля) и розы как геральдического символа дома Тюдоров .

«Мэри Роуз»
Служба
Англия
Класс и тип судна каракка
Изготовитель Портсмут , Англия
Строительство начато 1510 год
Спущен на воду Июль 1511 года .
Завершена в 1512 году
Основные характеристики
Водоизмещение 500 тонн (700-800 тонн после 1536 года)
Экипаж 200 моряков, 185 солдат, 30 артиллеристов
Вооружение
Общее число орудий 78-91 орудий
Медиафайлы на Викискладе

Литература

  • Barker, Richard, «Shipshape for Discoveries, and Return», Mariner’s Mirror 78 (1992), pp. 433-47
  • de Brossard, M., «The French and English Versions of the Loss of the Mary Rose in 1545», Mariner’s Mirror 70 (1984), p. 387.
  • Childs, David, The Warship Mary Rose: The Life and Times of King Henry VIII’s Flagship Chatham Publishing, London. 2007.
  • Gardiner, Julie (editor), Before the Mast: Life and Death aboard the Mary Rose /The Archaeology of the Mary Rose , Volume 4. The Mary Rose Trust, Portsmouth. 2005.
  • Jones, Mark (editor), For Future Generations: Conservation of a Tudor Maritime Collection The Archaeology of the Mary Rose , Volume 5. The Mary Rose Trust, Portsmouth. 2003.
  • Knighton, C. S. and Loades, David M., The Anthony Roll of Henry VIII’s Navy: Pepys Library 2991 and British Library Additional MS 22047 with related documents. Ashgate Publishing, Aldershot. 2000.
  • Loades, David, The Tudor Navy: An administrative, political and military history. Scolar Press, Aldershot. 1992.
  • McKee, Alexander, King Henry VIII’s Mary Rose. Stein and Day, New York. 1974.
  • Marsden, Peter, Sealed by Time: The Loss and Recovery of the Mary Rose. The Archaeology of the Mary Rose , Volume 1. The Mary Rose Trust, Portsmouth. 2003.
  • Marsden, Peter (editor), Your Noblest Shippe: Anatomy of a Tudor Warship. The Archaeology of the Mary Rose , Volume 2. The Mary Rose Trust, Portsmouth. 2009.
  • Rodger, Nicholas A. M., The Safeguard of the Sea: A Naval History of Britain 660-1649. W.W. Norton & Company, New York. 1997.
  • Rodger, Nicholas A. M., «The Development of Broadside Gunnery, 1450-1650.» Mariner’s Mirror 82 (1996), pp. 301-24.
  • Rule, Margaret, The Mary Rose: The Excavation and Raising of Henry VIII’s Flagship. (2nd edition) Conway Maritime Press, London. 1983.
  • Stirland, Ann J., Raising the Dead: The Skeleton Crew of Henry VIII’s Great Ship, the Mary Rose. John Wiley & Sons, Chichester. 2000.
  • Watt, James, «The Surgeons of the Mary Rose : the practice of surgery in Tudor England», Mariner’s Mirror 69 (1983), pp. 3-19.
  • Weightman, Alfred Edwin, Heraldry in the Royal Navy: Crests and Badges of H.M. ships Gale & Polden, Aldershot. 1957.
  • Wille, Peter, Sound Images of the Ocean in Research and Monitoring . Berlin: Springer 2005.
  • Hildred, Alexzandra (editor), Weapons of Warre: The Armaments of the Mary Rose. The Archaeology of the Mary Rose , Volume 3. Mary Rose Trust, Portsmouth. 2011.
  • Miller, Peter. Henry VIII"s Lost Warship (англ.) //

Этот созданный по последнему слову техники парусник являл собой гордость королевского флота. Он затонул в спокойный летний день 1545 года. Эта катастрофа унесла жизни более 400 человек. Причины гибели боевого парусного корабля Генриха VIII остались загадкой.

Генрих VIII стал королем Англии в 1509 году. Уже тогда молодой правитель представлял свою державу в роли одной из ведущих государств Европы. Особое место в его амбициозных планах занимал «Mary Rose» . Генрих считал, что это , названное в честь младшей сестры, станет его тайным оружием.

король Генрих VIII с сестрой

Быстрый, маневренный флагманский корабль «Mary Rose» с мощным вооружением на борту выходил победителем из каждого сражения. За него он заплатил по тем временам колоссальную сумму 3000 фунтов.

Парусник «Mary Rose » был построен в Портсмуте, Англия между 1510 и 1511 годами. По своей конструкции он на 70 лет опережал свое время. Его техническим прорывом было то, что парусник уже изначально был спланирован как боевой корабль, тогда как ранние постройки подобных кораблей осуществлялись, как правило, из торговых судов. При его строительстве использовались около 600 огромных дубовых бревен, что составило площадь 16 гектаров. Прочность конструкции подтверждала, что ни одно оружие не может уничтожить парусный корабль.

«Mary Rose » был одним из первых , у которых обшивные доски крепились край к краю, а не внакрой, что облегчало постройку бойниц. Это же позволило оборудовать парусник различными видами орудий и успешно их задействовать в битве. В дополнении ко всему благодаря острым обводам корпуса, корабль развивал высокую скорость для того времени. Во время одного из сражений с французами парусник «Mary Rose» преследовал неприятельское судно, благодаря невероятной скорости он сравнял дистанцию на расстояние пушечного выстрела. Одно ядро орудийного выстрела срубило мачту французского корабля, убив при этом более сотни человек. После этого случая моряки прозвали «Mary Rose» корабль-убийца .

парусник «Mary Rose»

орудие корабля

Обладая мощным боевым кораблем , который справно служил ему 34 года, король Генрих VIII совершал на нем дерзкие нападения на французские суда и на владения Франциска I. Вскоре королю Франции это надоело, он собрал армаду кораблей и отправился в Англию.

Летом 1545 года огромный французский флот прибыл к берегам Англии. Король Генрих VIII располагал всего 63 кораблями во главе с флагманом «Mary Rose». Корабль-убийца возглавлял английскую эскадру, расположившуюся в гавани Портсмута в Спидхеде в 3 милях от вражеской армады, которая к тому времени выдвинулась из Solent по направлению к восточному побережью острова Wight.

19 июля 1545 года началось морское сражение, а парусник «Mary Rose» внезапно исчез под водой. Вместе с кораблем погибло более 400 моряков.

Английский флот уступал в количественном соотношении один к четырем. Потеря уникального боевого корабля грозила поражением в битве.

Основную мощь французской армады составляли . Эти корабли могли маневрировать независимо от ветра, а в штиль, за счет гребцов они развивали скорость до 5 узлов, что было гораздо выше скорости хода британских парусных кораблей . Также галеры считались легко управляемыми и могли беспрепятственно пересекать мелководье. Еще одним новшеством этих кораблей было наличие орудий в носовой части, что представляло серьезную угрозу англичанам.

гравюра «Битва в гавани Портсмута»

19 июля 1545 года стоял солнечный летний день. На море был полный штиль. Парусники англичан находились в невыгодном положении. Они не могли маневрировать и наводить свои орудия на французские корабли . В первой половине дня двигаться могли только галеры. Они атаковали беспомощный британский флот , пока тот дрейфовал.

Позднее ход событий изменился. Поднялся ветер, течение поменяло свое направление, и английские , наконец, двинулись навстречу галерам.

Французская армада выжидала удобного момента для атаки. Разведчики, побывавшие в гавани Портсмута, выяснили, что канал слишком узок, и попасть в гавань не удастся. Стало ясно, что причалить к берегу не представляется возможным. Французский флот стал открытой мишенью. На кораблях заканчивались запасы воды и провизии. В результате, Франциск I принял решение вернуться обратно во Францию.

крен парусника «Mary Rose»

Что именно стало причиной крушения парусного судна остается не выясненным. Не удивительно, что ни одна из версий не рассматривала попадания французского ядра в качестве причины затопления корабля. Один из выживших сообщил Послу Великой Римской империи, что парусник внезапно накренился и наполнился водой. В других летописях винят плохую устойчивость судна из-за перегрузки артиллерией.

В 1511 году в Портсмуте, под руководством английского короля Генриха VIII, был сооружен первый огромный корабль «Мэри Роуз» . Как и будущий «Великий Гарри» «Мери Роуз» представлял из себя модернизированный вариант испанских каракк. Водоизмещение составляло 700 тонн – таким цифрам на то время могло похвастаться далеко не каждое судно.

После того как «Мэри Роуз» проплавал под английским знаменем 25 лет его отправили на модернизацию, там ему увеличили пушечную мощь и создали дополнительные места для стрелков и воинов. Таким образом, на борту корабля и его надстройках насчитывалось уже 90 пушек, при экипаже в 500 человек (не считая солдат, количество которых переваливало за 250). При таком водоизмещении и габаритах корабль был явно перегружен, что несомненно должно было сказаться на остойчивости судна. Впоследствии именно этот факт и сыграл роковую роль в судьбе «Мэри Роуз».

Летом, 19 июля, 1545 года корабль покинул Портсмут и направился на перехват французской эскадры. Проплывая пролив Те-Солент «Мэри Роуз» неожиданно накренился и в раскрытые орудийные порты хлынули большие потоки воды. За несколько минут корабль полностью ушел под воду. Самыми вероятными причинами этой трагедии считается как раз плохая устойчивость корабля в сочетании с не профессиональным маневрированием в проливе.

В 1965 году английский энтузиаст А. Макки взялся за поиски «Мэри Роуз». Его вдохновляла история о том, как был найден шведский корабль «Васа» подводником А. Франсеном. И ему так же как и его предшественнику улыбнулась удача! Уцелевший корпус корабля был найден. В 1982 году стартовал сбор средств на подъем «Мэри Роуз». Самой серьезной проблемой при поднятии парусника оказалась ветхость его корпуса, что требовало трудоёмкой и трудной работой в процессе вызволения его из морского плена. Поэтому решено было разрыть грунт вокруг корабля и проложить под ним специальный каркас, который затем поднялся плавучим краном вместес судном. В наше время сохранившиеся части корабля хранятся в музее Портсмута, включая навигационные приборы, пушки и даже посуду.

Роза Мэри Роуз (Mary Rose)- популярный сорт из коллекции Дэвида Остина, с обильным цветением и другими выдающимися характеристиками. Он был выведен в Великобритании более 30 лет назад и по сей день находится на пике популярности во многих странах, в том числе в России.

Описание сорта и характеристика

Описание сорта, а также характеристика, представленные оригинатором, в полной мере раскрывают все достоинства розы Мэри Роуз:

  • очень продолжительное и рано начинающееся волнообразное цветение;
  • практически полное отсутствие перерывов между волнами цветения;
  • близкий к идеальному характер роста;

  • формирование ветвистого и очень мощного розового куста высотой до 1,5 метров;
  • повышенную устойчивость к распространённым заболеваниям на всех стадиях вегетации;
  • образование очень привлекательных ярко-розовых цветков с чашевидной формой старинных роз и сильным ароматом, диаметром 70–80 мм на стадии полного раскрытия;
  • привлекательность цветков за счет хорошо выраженной сердцевины и волнистых лепестков, с внешней стороны отогнутых наружу, а с внутренней - загнутых к центру;
  • декоративный вид, придаваемый розе соцветиями-кистями, состоящими из 3–7 цветков;
  • длинные, крепкие и колючие побеги со средним уровнем облиственности.

Как посадить розу (видео)

К недостаткам сорта можно отнести склонность к осыпанию и выгоранию лепестков и не слишком высокую декоративность листвы, которая к тому же может поражаться черной пятнистостью.

Мэри Роуз была использована в качестве родительского сорта при выведении таких знаменитых разновидностей, как Winchester Cathedral и Redoute.

Перед посадкой корневую систему растения следует подрезать и замочить на сутки в воде с добавлением стимулятора укоренения. В посадочную лунку размерами 50х50 см необходимо добавить смесь перегноя, компоста и садовой земли. При высаживании место прививки следует заглублять в грунт на 7–10 см, чтобы предотвратить образование дикой поросли привоя. После высаживания надземную часть розового куста нужно окучить: это улучшит его укоренение.

Выращивать в условиях приусадебного цветоводства не слишком сложно. Достаточно проводить комплекс мероприятий, направленных на создание наиболее благоприятных условий для роста и развития декоративной культуры:

  • по мере подсыхания грунта, в вечернее время осуществлять поливы из расчета 5–7 л воды на куст;
  • до начала массового цветения вносить азотсодержащие удобрения, а на стадии цветения отдавать предпочтение фосфорным и калийным удобрениям;
  • в сезон затяжных дождей бутоны достаточно тяжело самостоятельно распускаются, поэтому нуждаются в сторонней помощи;
  • своевременно удалять все отцветшие и увядшие цветки, чтобы стимулировать образование новых бутонов;
  • своевременно удалять слабые, недоразвитые, старые и больные побеги;
  • для формирования более крупных цветков производить формирующую обрезку, которая заключается в укорачивании стеблей на 50% от общей длины;
  • не менее трёх раз за сезон осуществлять профилактическую обработку растений пестицидами или народными средствами;
  • укрывать кусты на зиму посредством воздушно-сухого метода.

Применение в декоре сада

Розовые кусты практически незаменимы в ландшафтном дизайне садовых и приусадебных участков. Сорт Мари Роуз отличается не только плотными и невероятно красивыми бутонами, но и чувственным ароматом, источаемым при цветении. Роза отлично подходит для оформления розариев , а за счёт большого объема листовой массы широко используется в миксбордерах. Высокая устойчивость к заболеваниям и зимним морозам позволяет применять сорт Мари Роуз в качестве солитера.

Очень удачным является сочетание этой розы с Slachys byzantina, анафалисом трехжилковым, низкорослой полынью Шмидта и Artemisia stelleriatia. Мари Роуз хорошо смотрится в комбинации с бледной серебристо-сизой листвой и белыми цветками ползучей ясколки Биберштейна. Особую привлекательность розовому цветнику придают такие разновидности хост, как Hosta fortuneï, Hosta sieboldiana и хоста тардиана. Благодаря обильному цветению сорт Мари Роуз используется в ландшафтном дизайне практически повсеместно.

Отзывы цветоводов

По мнению опытных цветоводов, сорт Мэри Роуз прекрасно подходит для культивирования в условиях северного цветоводства и хорошо зарекомендовал себя при выращивании в Ярославской, Ивановской и Костромской областях. Положительные отзывы о нем основываются на следующих наблюдениях:

  • в регионах с неустойчивой погодой кусты Мэри Роуз болеют крайне редко;
  • даже при неблагоприятных почвенно-климатических условиях и малоснежных зимах сорт прекрасно зимует;
  • в холодных летний период и при недостаточном освещении роза стабильно дает две мощные волны цветения.

По наблюдениям цветоводов, пятилетний розовый куст Мэри Роуз даже при погрешностях в уходе остается очень аккуратным, но раскидистым: размеры его надземной части составляют 1х1 м. При соблюдении технологии выращивания, растение образует очень много цветков, а их размеры достигают в диаметре 12 см.

Лучшие сорта Дэвида Остина (видео)

Зацветает роза одной из первых, а отцветает последней, после наступления ощутимого осеннего похолодания. Осенью цветки держатся дольше, чем у остальных сортовых роз, и имеют более яркую окраску. В бордере взрослые кусты Мэри Роуз смотрятся очень привлекательно и декоративно. Крупные соцветия равномерно располагаются на кусте, усыпая его снизу доверху.

В июле 1545 г. войска французского короля Франциска I высадились на о.Уайт, а флот заблокировал пролив Солент. Юг Англии был поставлен под удар, и король Генрих VIII срочно выдвинул навстречу противникам свой флот из 80-ти кораблей во главе с трехпалубной караккой " ". 19 июля началась битва. 700-тонный флагманский корабль оказался перегружен артиллерией. Неожиданно резкий порыв ветра накренил каракку, вода полилась внутрь через орудийные порты, и скоро корабль затонул. Из 400 человек экипажа выжили только 35. Погиб и вице-адмирал Джордж Кэрью, командовавший флотом.
На долгое время утонувшая каракка была забыта, но в XIX веке водолазы неожиданно проявили интерес к кораблю, останки которого постепенно начали появляться из-под воды. Однако лишь в конце 1960-х гг. морские археологи всерьез заинтересовались тюдоровским кораблем, а в 1982 г. останки " " были подняты из воды и помещены в специально созданный музей в Портсмуте. Увидеть их можно там и теперь, что я сделал в ноябре прошлого года.
Для своего времени каракка " ", построенная в 1510 году, была огромным кораблем. Это хорошо видно на картине (1778 г.) Джеймса Бэйзира (основанной на гравюре XVI века), изображающей сражение в проливе Солент. " " в центре.

Вот и " " еще до гибели. Каракка выделяется размерами.

" " не была единственной караккой в составе тюдоровского флота. На картине "Погрузка Генриха VIII в Довере " (1540 г.) изображены несколько каракк, подобных " ".

Современное изображение " "

Гибель каракки в проливе Солент

Макет " " в музее в Портсмуте

Корабль был трехпалубным

Надо сказать, что даже современному человеку корабль кажется крупным. Оценить размеры каракки и увидеть её останки можно через стекло. Дерево XVI века, после столетий пребывания под морской водой, требует специального температурного режима.

Довольно много в музее (и возле него) оружия тюдоровской эпохи. Собственно, эти пушки и погубили " ".

Кроме пушек в музее представлено и много другого оружия, поднятого с " ".

Кроме оружия огромный интерес для исследователей представляют и вещи, принадлежавшие экипажу корабля, и также поднятые из моря.

В британских музеях меня всегда удивляли медицинские шприцы Раннего Нового времени. Посмотрите на толщину иглы. Кажется, после этого бояться уколов современному человеку совсем нет смысла. Современная медицина гораздо гуманнее.

Кухня. На корабле была устроена кирпичная печь, обеспечивавшая экипаж горячей пищей. К сожалению, фото печи не получилось.

Музыка и развлечения

Линейка XVI века выглядит как современная

А это вещи из кают-компании, где собирались офицеры-аристократы

Кроме неплохо сохранившихся вещей, которые дают историкам представление о быте тюдоровского флота и эпохи в целом, важную роль имеют скелеты. Кости людей и животных дают возможность не только воссоздать облик людей, но и узнать, например, о болезнях или питании моряков XVI века.
Вот останки еды с кухни:

А это уже останки членов экипажа:

"Что скрывает ил? "

Экспонат музея, вызывающий наибольшую жалость у посетителей - скелет корабельной собаки, погибшей вместе с людьми. Установлено, что это была помесь терьера с борзой. Собаке было около 2-х лет, и её задачей была ловля крыс. Исследователи дали животному прозвище "Хэтч ".

Наибольший интерес у посетителей и гордость у исследователей вызывают воссозданные образы погибших членов экипажа " ".
Вот так выглядел корабельный плотник (или один из них):

Оружейник

Повар (кок)

Квартирмейстер

Об этих людях, как и об исследованиях их останков, можно почитать в постах

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: