Почему при сгорании топлива выделяется теплота. Почему при сгорании топлива выделяется теплота Вопросы после §6

1. Что такое химический элемент?

Ответ. Химический элемент - совокупность атомов с одинаковым зарядом ядра и числом протонов, совпадающим с порядковым (атомным) номером в таблице Менделеева. Каждый химический элемент имеет свои название и символ, которые приводятся в Периодической системе элементов Дмитрия Ивановича Менделеева

2. Сколько химических элементов известно в настоящее время?

Ответ. Химических элементов в природе выявлено около 90. Почему около? Потому, что среди элементов с порядковым номером менее 92 (до урана) в природе отсутствуют технеций (43) и франций (87). Практически нет астата (85).С другой стороны, и нептуний (93) и плутоний (94) (нестабильные трансурановые элементы) обнаруживаются в природе там, где встречаются урановые руды. Все элементы следующие после плутония Pu в периодической системе Д.И.Менделеева в земной коре полностью отсутствуют, хотя некоторые из них несомненно образуются в космосе во время взрывов сверхновых звёзд. Но долго они не живут...

К настоящему времени ученые синтезировали 26 трансурановых элементов, начиная с нептуния (N=93) и заканчивая элементом с номером N=118 (номер элемента соответствует числу протонов в ядре атома и числу электронов вокруг ядра атома).

Трансурановые химические элементы от 93 до 100 получают в ядерных реакторах, а остальные - в результате ядерных реакций на ускорителях частиц.

3. Какие вещества называют неорганическими?

Ответ. Неорганические вещества (неорганические соединения) - химические соединения, не являющиеся органическими, то есть, не содержащие углерода, а также некоторые углеродсодержащие соединения (карбиды, цианиды, карбонаты, оксиды углерода и некоторые другие вещества, которые традиционно относят к неорганическим). Неорганические вещества не имеют характерного для органических веществ углеродного скелета.

4. Какие соединения называют органическими?

Ответ. Органические соединения, органические вещества - класс химических соединений, в состав которых входит углерод (за исключением карбидов, угольной кислоты, карбонатов, оксидов углерода и цианидов). Органические соединения, кроме углерода, чаще всего содержат элементы водород, кислород, азот, значительно реже - серу, фосфор, галогены и некоторые металлы (порознь или в различных комбинациях).

5. Какие химические связи называют ковалентными?

Ответ. Ковалентная связь (атомная связь, гомеополярная связь) - химическая связь, образованная перекрытием (обобществлением) пары валентных электронных облаков. Обеспечивающие связь электронные облака (электроны) называются общей электронной парой.

Характерные свойства ковалентной связи - направленность, насыщаемость, полярность, поляризуемость - определяют химические и физические свойства соединений.

Направленность связи обусловлена молекулярным строением вещества и геометрической формы их молекулы. Углы между двумя связями называют валентными.

Насыщаемость - способность атомов образовывать ограниченное число ковалентных связей. Количество связей, образуемых атомом, ограничено числом его внешних атомных орбиталей.

Полярность связи обусловлена неравномерным распределением электронной плотности вследствие различий в электроотрицательностях атомов. По этому признаку ковалентные связи подразделяются на неполярные и полярные.

Поляризуемость связи выражается в смещении электронов связи под влиянием внешнего электрического поля, в том числе и другой реагирующей частицы. Поляризуемость определяется подвижностью электронов. Полярность и поляризуемость ковалентных связей определяет реакционную способность молекул по отношению к полярным реагентам.

Вопросы после §6

1. Почему можно утверждать, что химический состав клетки является подтверждением единства живой природы и общности живой и неживой природы?

Ответ. Химические элементы клетки. По химическому составу клетки разных организмов и даже клетки, выполняющие различные функции в одном многоклеточном организме, могут существенно отличаться друг от друга. В то же время разные клетки включают в себя практически одни и те же химические элементы. Сходство элементарного химического состава клеток разных организмов доказывает единство живой природы. Вместе с тем нет ни одного химического элемента, содержащегося в живых организмах, который не был бы найден в телах неживой природы. Это указывает на общность живой и неживой природы.

2. Какие элементы относятся к макроэлементам?

Ответ. Макроэлементы - химические элементы, содержащийся в теле живых организмов в концентрации от 0.001% до 70%. К макроэлементам относятся: кислород, водород, углерод, азот, фосфор, калий, кальций, сера, магний, натрий, хлор, железо и др

3. В чём разница между микроэлементами и ультрамикроэлементами?

Ответ. Главное различие в процентном содержании: для макроэлементов больше 0.01%, для микроэлементов - менее 0.001%. Ультрамикроэлементы содержатся в еще меньшем объеме - менее 0.0000001%. К ультрамикроэлементам относятся золото, серебро, ртуть, платина, цезий, селен. Функции ультрамикроэлементов на данный момент мало понятны. К микроэлементам относят бром, железо, йод, кобальт, марганец, медь, молибден, селен, фтор, хром, цинк. Чем меньше концентрация вещества в организме, тем труднее определить его биологическую роль.

4. Почему считают, что углерод составляет химическую основу жизни?

Ответ. Углерод имеет уникальные химические свойства фундаментальные для жизни. Сочетание свойств атома - размеры и количество неспаренных электронов на внешней орбитали, позволяет образовывать различные органические соединения.. Он может вступать в связь со многими атомами и их группами, образуя цепочки, кольца, составляющие скелет различных по химическому составу, строению, длине и форме органических молекул. Из них образуются сложные химические соединения, различающиеся по строению и функциям

Биология. Общая биология. 10 класс. Базовый уровень Сивоглазов Владислав Иванович

5. Химический состав клетки

5. Химический состав клетки

Вспомните!

Что такое химический элемент?

Какие химические элементы преобладают в земной коре?

Что вам известно о роли таких химических элементов, как иод, кальций, железо, в жизнедеятельности организмов?

Одним из основных общих признаков живых организмов является единство их элементного химического состава. Независимо от того, к какому царству, типу или классу принадлежит то или иное живое существо, в состав его тела входят одни и те же так называемые универсальные химические элементы. Сходство в химическом составе разных клеток свидетельствует о единстве их происхождения.

Рис. 8. Панцири одноклеточных диатомовых водорослей содержат большое количество кремния

В живой природе обнаружено около 90 химических элементов, т. е. большая часть всех известных на сегодняшний день. Никаких специальных элементов, характерных только для живых организмов, не существует, и это является одним из доказательств общности живой и неживой природы. Но количественное содержание тех или иных элементов в живых организмах и в окружающей их неживой среде существенно отличается. Например, кремния в почве около 33 %, а в наземных растениях лишь 0,15 %. Подобные различия указывают на способность живых организмов накапливать только те элементы, которые необходимы им для жизнедеятельности (рис. 8).

В зависимости от содержания все химические элементы, входящие в состав живой природы, разделяют на несколько групп.

Макроэлементы. I группа. Главными компонентами всех органических соединений, выполняющих биологические функции, являются кислород, углерод, водород и азот. Все углеводы и липиды содержат водород, углерод и кислород , а в состав белков и нуклеиновых кислот, кроме этих компонентов, входит азот . На долю этих четырёх элементов приходится 98 % от массы живых клеток.

II группа. К группе макроэлементов относятся также фосфор, сера, калий, магний, натрий, кальций, железо, хлор. Эти химические элементы являются обязательными компонентами всех живых организмов. Содержание каждого из них в клетке составляет от десятых до сотых долей процента от общей массы.

Натрий, калий и хлор обеспечивают возникновение и проведение электрических импульсов в нервной ткани. Поддержание нормального сердечного ритма зависит от концентрации в организме натрия, калия и кальция. Железо участвует в биосинтезе хлорофилла, входит в состав гемоглобина (белка-переносчика кислорода в крови) и миоглобина (белка, содержащего запас кислорода в мышцах). Магний в клетках растений входит в состав хлорофилла, а в животном организме участвует в формировании ферментов, необходимых для нормального функционирования мышечной, нервной и костной тканей. В состав белков часто входит сера , а все нуклеиновые кислоты содержат фосфор . Фосфор также является компонентом всех мембранных структур.

Среди обеих групп макроэлементов кислород, углерод, водород, азот, фосфор и сера объединяются в группу биоэлементов , или органогенов , на основании того, что они составляют основу большинства органических молекул (табл. 1).

Микроэлементы. Существует большая группа химических элементов, которые содержатся в организмах в очень низких концентрациях. Это алюминий, медь, марганец, цинк, молибден, кобальт, никель, иод, селен, бром, фтор, бор и многие другие. На долю каждого из них приходится не более тысячных долей процента, а общий вклад этих элементов в массу клетки – около 0,02 %. В растения и микроорганизмы микроэлементы поступают из почвы и воды, а в организм животных – с пищей, водой и воздухом. Роль и функции элементов этой группы в различных организмах весьма разнообразны. Как правило, микроэлементы входят в состав биологически активных соединений (ферментов, витаминов и гормонов), и их действие проявляется главным образом в том, как они влияют на обмен веществ.

Таблица 1. Содержание биоэлементов в клетке

Кобальт входит в состав витамина В 12 и принимает участие в синтезе гемоглобина, его недостаток приводит к анемии. Молибден в составе ферментов участвует в фиксации азота у бактерий и обеспечивает работу устьичного аппарата у растений. Медь является компонентом фермента, участвующего в синтезе меланина (пигмента кожи), влияет на рост и размножение растений, на процессы кроветворения у животных организмов. Иод у всех позвоночных животных входит в состав гормона щитовидной железы – тироксина. Бор влияет на ростовые процессы у растений, его недостаток приводит к отмиранию верхушечных почек, цветков и завязей. Цинк действует на рост животных и растений, а также входит в состав гормона поджелудочной железы – инсулина. Нехватка селена приводит к возникновению у человека и животных раковых заболеваний. Каждый элемент играет свою определённую, очень важную роль в обеспечении жизнедеятельности организма.

Как правило, биологический эффект того или иного микроэлемента зависит от присутствия в организме других элементов, т. е. каждый живой организм – это уникальная сбалансированная система, нормальная работа которой зависит, в том числе, и от правильного соотношения её компонентов на любом уровне организации. Так, например, марганец улучшает усвоение организмом меди , а фтор влияет на метаболизм стронция .

Обнаружено, что некоторые организмы интенсивно накапливают определённые элементы. Например, многие морские водоросли накапливают иод , хвощи – кремний , лютики – литий , а моллюски отличаются повышенным содержанием меди .

Микроэлементы широко используют в современном сельском хозяйстве в виде микроудобрений для повышения урожайности культур и в качестве добавок к кормам для увеличения продуктивности животных. Применяют микроэлементы и в медицине.

Ультрамикроэлементы. Существует группа химических элементов, которые содержатся в организмах в следовых, т. е. ничтожно малых, концентрациях. К ним относят золото, бериллий, серебро и другие элементы. Физиологическая роль этих компонентов в живых организмах пока окончательно не установлена.

Роль внешних факторов в формировании химического состава живой природы. Содержание тех или иных элементов в организме определяется не только особенностями данного организма, но также составом среды, в которой он обитает, и той пищей, которую он использует. Геологическая история нашей планеты, особенности почвообразовательных процессов привели к тому, что на поверхности Земли сформировались области, которые отличаются друг от друга по содержанию химических элементов. Резкий недостаток или, наоборот, избыток какого-либо химического элемента вызывает в пределах таких зон возникновение биогеохимических эндемий – заболеваний растений, животных и человека.

Во многих районах нашей страны – на Урале и Алтае, в Приморье и в Ростовской области количество иода в почве и в воде значительно снижено.

Если человек не получает с пищей нужного количества иода, у него снижается синтез тироксина. Щитовидная железа, пытаясь компенсировать нехватку гормона, разрастается, что приводит к образованию так называемого эндемического зоба. Особенно тяжёлые последствия от недостатка иода возникают у детей. Сниженное количество тироксина приводит к резкому отставанию в умственном и физическом развитии.

Чтобы предотвратить заболевания щитовидной железы, врачи рекомендуют подсаливать пищу специальной солью, обогащённой иодидом калия, употреблять рыбные блюда и морскую капусту.

Почти 2 тыс. лет назад правитель одной из северо-восточных провинций Китая издал указ, в котором обязал всех своих подданных съедать по 2 кг морской капусты в год. С тех пор жители послушно соблюдают древний указ, и, несмотря на то, что в этом районе существует явный недостаток иода, население не страдает заболеваниями щитовидной железы.

Вопросы для повторения и задания

1. В чём заключается сходство биологических систем и объектов неживой природы?

2. Перечислите биоэлементы и объясните, каково их значение в образовании живой материи.

3. Что такое микроэлементы? Приведите примеры и охарактеризуйте биологическое значение этих элементов.

4. Как отразится на жизнедеятельности клетки и организма недостаток какого-либо микроэлемента? Приведите примеры таких явлений.

5. Расскажите об ультрамикроэлементах. Каково их содержание в организме? Что известно об их роли в живых организмах?

6. Приведите примеры известных вам биохимических эндемий. Объясните причины их происхождения.

7. Составьте схему, иллюстрирующую элементный химический состав живых организмов.

Подумайте! Выполните!

1. По какому принципу все химические элементы, входящие в состав живой природы, разделяют на макроэлементы, микроэлементы и ультрамикроэлементы? Предложите свою, альтернативную, классификацию химических элементов, основанную на другом принципе.

2. Иногда в учебниках и пособиях вместо словосочетания «элементный химический состав» можно встретить выражение «элементарный химический состав». Объясните, в чём некорректность такой формулировки.

3. Выясните, существуют ли какие-либо особенности химического состава воды в местности, где вы живёте (например, избыток железа или нехватка фтора и т. д.). Используя дополнительную литературу и ресурсы Интернета, определите, какое влияние это может оказать на организм человека.

Работа с компьютером

Обратитесь к электронному приложению. Изучите материал и выполните задания.

Повторите и вспомните!

Растения

Удобрения. Азот необходим растениям для нормального формирования вегетативных органов. При дополнительном внесении в почву азотных и азотистых удобрений усиливается рост наземных побегов. Фосфор влияет на развитие и созревание плодов. Калий способствует оттоку органических веществ от листьев к корням, влияет на подготовку растения к зиме.

Все элементы в составе минеральных солей растения получают из почвы. Для того чтобы были высокие урожаи, необходимо поддерживать плодородие почвы, вносить удобрения. В современном сельском хозяйстве используют органические и минеральные удобрения, благодаря которым культурные растения получают необходимые элементы питания.

Органические удобрения (навоз, торф, перегной, птичий помёт и др.) содержат все необходимые растению питательные вещества. При внесении органических удобрений в почву попадают микроорганизмы, которые минерализуют органические остатки и тем самым повышают плодородие почвы. Навоз необходимо вносить задолго до посева семян, при осенней обработке почвы.

Минеральные удобрения обычно содержат те элементы, которых не хватает в почве: азот (натриевая и калиевая селитры, хлористый аммоний, мочевина и др.), калий (хлористый калий, сульфат калия), фосфор (суперфосфаты, фосфоритная мука и пр.). Удобрения, содержащие азот, обычно вносят весной или в начале лета, так как они быстро вымываются из почвы. Калийные и фосфорные удобрения сохраняются дольше, поэтому их вносят осенью. Излишек удобрений столь же вреден для растений, как и их недостаток.

Из книги Поведение волка (сборник статей) автора Крушинский Леонид Викторович

Состав популяций и саморегуляция В результате продолжительных (более 20 лет) наблюдений за популяциями волков в сев. Миннесоте, на о. Айл-Роял, в С. - З. территориях и в национальных парках Канады, а также изучения волков в естественных условиях в Италии и в вольерах большой

Из книги Допинги в собаководстве автора Гурман Э Г

11.3. СОСТАВ ПИЩИ Состав пищи должен отвечать потребностям организма и его возможностям усваивать данные нутриенты из данной композиции. В большинстве руководств по питанию (будь то человека или животных) подчеркивается необходимость эквилибрирования потребления и

Из книги Новая наука о жизни автора Шелдрейк Руперт

4.2. Химический морфогенез Агрегативные морфогенезы с нарастающей интенсивностью осуществляются в неорганических системах при понижении температуры: когда плазма охлаждается, субатомные частицы агрегируют в атомы; при более низкой температуре атомы агрегируют в

Из книги Новейшая книга фактов. Том 1 [Астрономия и астрофизика. География и другие науки о Земле. Биология и медицина] автора

Из книги Муравей, семья, колония автора Захаров Анатолий Александрович

СОСТАВ СЕМЬИ Употребление термина «семья» применительно к населению муравейника обусловлено происхождением сообщества муравьев. Эти сообщества возникли в результате последовательного усиления связей родителей со своим непосредственным потомством, а не из случайных

Из книги Тесты по биологии. 6 класс автора Бенуж Елена

КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ СТРОЕНИЕ КЛЕТКИ. ПРИБОРЫ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ СТРОЕНИЯ КЛЕТКИ 1. Выберите один наиболее правильный ответ.Клетка – это:A. Мельчайшая частица всего живогоБ. Мельчайшая частица живого растенияB. Часть растенияГ. Искусственно созданная единица для

Из книги Биология [Полный справочник для подготовки к ЕГЭ] автора Лернер Георгий Исаакович

Из книги Бегство от одиночества автора Панов Евгений Николаевич

Клетки-коллективисты и клетки-одиночки В основе тесной кооперации клеток, входящих в состав многоклеточного организма, лежат по меньшей мере две важнейшие причины. Во-первых, каждая отдельно взятая клетка, будучи сама по себе на редкость умелым и исполнительным

Из книги Муравьи, кто они? автора Мариковский Павел Иустинович

Из книги Новейшая книга фактов. Том 1. Астрономия и астрофизика. География и другие науки о Земле. Биология и медицина автора Кондрашов Анатолий Павлович

Какой химический элемент наиболее распространен во Вселенной? Наиболее распространенными во Вселенной являются самые легкие элементы – водород и гелий. Солнце, звезды, межзвездный газ по числу атомов на 99 процентов состоят из них. На долю всех других, в том числе самых

Из книги Как возникла и развилась жизнь на Земле автора Гремяцкий Михаил Антонович

V. Состав и строение живых тел Наблюдая жизнь растений, животных и человека, мы видим, что с ними непрестанно совершаются самые разнообразные перемены: они растут, размножаются, стареют, умирают. Внутри них постоянно движутся разные соки, газы, пища и пр. Поступающие в

Из книги Проблемы лечебного голодания. Клинико-экспериментальные исследования [все четыре части!] автора Анохин Петр Кузьмич

Химический состав тканей крыс при полном голодании В. И. ДОБРЫНИНА (Москва) Голодание как метод лечения успешно зарекомендовал себя при некоторых психических и соматических заболеваниях (3, 7, 10-13). Особенно перспективно его применение при обменных, аллергических

Из книги Разведение рыбы, раков и домашней водоплавающей птицы автора Задорожная Людмила Александровна

Из книги Современное состояние биосферы и экологическая политика автора Колесник Ю. А.

1.2. Характеристика и состав биосферы Впервые понятие «биосфера» (от греч. bios – жизнь и sphaira – шар) в биологию было введено Ж. Ламарком в начале XIX в. Он подчеркивал, что все вещества, находящиеся на поверхности земного шара и образующие его кору, сформировались благодаря

В прошлом веке основным топливом являлись дрова. Даже в наше время дрова как топливо имеют еще большое значение, особенно для отопления зданий в сельских местностях. Сжигая дрова в печах, трудно представать себе, что мы, по существу дела, используем энергию, полученную от Солнца, находящегося на расстоянии около 150 миллионов километров от Земли. Тем не менее именно так и обстоит дело.

Каким же образом солнечная энергия оказалась аккумулированной в дровах? Почему можно утверждать, что, сжигая дрова, мы используем энергию, полученную от Солнца?

Ясный ответ на поставленные вопросы дал выдающийся русский ученый К. А. Тимирязев. Оказывается, развитие почти всех растений возможно только под действием солнечных лучей. Жизнь подавляющего большинства растений от маленькой травки и до мощного эвкалипта, достигающего 150 метров высоты и 30 метров по окружности ствола, основана на восприятии солнечных лучей. Зеленые листья растений содержат особое вещество - хлорофилл. Это вещество дает растениям важное свойство: поглощать энергию солнечных лучей, разлагать за счет этой энергии углекислый газ, являющийся соединением углерода и кислорода, на его составные части, т. е. на углерод и кислород, и образовывать в своих тканях органические вещества, из которых собственно и состоят ткани растений. Это свойство растений без преувеличения можно назвать замечательным, так как благодаря ему растения оказываются способными превращать вещества неорганической природы в органические вещества. Кроме того, растения поглощают из воздуха углекислый газ, являющийся продуктом деятельности живых существ, промышленности и вулканической деятельности, и насыщают воздух кислородом, без которого, как известно, невозможны процессы дыхания и горения. Именно поэтому, между прочим, зеленые насаждения являются необходимыми для жизни человека.

Убедиться в том, что листья растений поглощают углекислый газ и разделяют его на углерод и кислород, легко с помощью очень простого опыта. Представим себе, что в пробирке находится вода с растворенным в ней углекислым газом и зеленые листья какого-нибудь дерева или травы. Вода, содержащая углекислый газ, имеет очень широкое распространение: в жаркий день именно эта вода, именуемая газированной, очень приятна для утоления жажды.

Вернемся, однако, к нашему опыту. Через некоторое время на листьях можно заметить небольшие пузырьки, которые по мере их образования поднимаются и скапливаются в верхней части пробирки. Если этот газ, полученный на листьях, собрать в отдельный сосуд и затем внести в него слегка тлеющую лучину, то она вспыхнет ярким пламенем. По этому признаку, а также по ряду других можно установить, что мы имеем дело с кислородом. Что касается углерода, то он усваивается листьями и из него образуются органические вещества - ткани растений, химическая энергия которых, представляющая собой преобразованную энергию солнечных лучей, выделяется при горении в виде теплоты.

В нашем рассказе, который по необходимости затрагивает различные отрасли естествознания, встретилось еще одно новое понятие: химическая энергия. Необходимо хотя бы кратко объяснить, что она собой представляет. Химическая энергия вещества (в частности дров) имеет много общего с тепловой энергией. Тепловая энергия, как помнит читатель, складывается из кинетической и потенциальной энергии мельчайших частиц тела: молекул и атомов. Тепловая энергия тела определяется, таким образом, как сумма энергии поступательного и вращательного движения молекул и атомов данного тела и энергии притяжения или отталкивания между ними. Химическая энергия тела в отличие от тепловой складывается из энергии, накопленной внутри молекул. Эта энергия может быть освобождена только в результате химического преобразования, химической реакции, когда одно или несколько веществ превращаются в другие вещества.

К сказанному необходимо добавить два важных пояснения. Но предварительно нужно напомнить читателю некоторые положения о строении материи. Долгое время ученые предполагали, что все тела состоят из мельчайших и далее неделимых частиц - атомов. В переводе с греческого слово «атом» означает неделимый. В первой своей части это предположение подтвердилось: все тела действительно состоят из атомов, а размеры этих последних чрезвычайно малы. Вес атома водорода, например, равен 0,000 000 000 000 000 000 000 0017 грамма. Размер атомов настолько мал, что их не представляется возможным увидеть даже в самый сильный микроскоп. Если бы можно было так уложить атомы, как мы насыпаем горох в стакан, т.е. соприкасая их друг с другом, то в очень маленьком объеме 1 кубического миллиметра уместилось бы около 10 000 000 000 000 000 000 000 атомов.

Всего известно около ста видов атомов. Вес атома урана - одного из наиболее тяжелых атомов - примерно в 238 раз больше веса самого легкого водородного атома. Простые вещества, т.е. вещества, состоящие из атомов одного сорта, именуются элементами.

Соединяясь между собой, атомы образуют молекулы. Если молекула состоит из различного сорта атомов, то вещество именуется сложным. Молекула воды, например, состоит из двух атомов водорода и одного атома кислорода. Так же как и атомы, молекулы очень малы. Ярким примером, свидетельствующим о малом размере молекул и о том, сколь большое число их находится даже в сравнительно малом объеме, служит пример, приведенный английским физиком Томсоном. Если взять стакан воды и все молекулы воды, находящейся в этом стакане, определенным образом пометить, а затем вылить воду в море и основательно размешать, то окажется, что в каком бы океане или море мы ни почерпнули стакан воды, в нем будет около ста помеченных нами молекул.

Все тела представляют собой скопления очень большого числа молекул или атомов. В газах эти частицы находятся в хаотическом движении, имеющем тем большую интенсивность, чем выше температура газа. В жидкостях силы сцепления между отдельными молекулами значительно больше, чем в газах. Поэтому хотя молекулы жидкости также находятся в движении, но оторваться друг от друга уже не могут. Твердые тела построены из атомов. Силы притяжения между атомами твердого тела значительно больше не только по сравнению с силами притяжения между молекулами газов, не по сравнению с молекулами жидкости. Вследствие этого атомы твердого тела совершают только колебательные движения вокруг более или менее неизменных положений равновесия. Чем выше температура тела, тем значительнее кинетическая энергия атомов и молекул. Собственно говоря, именно кинетическая энергия атомов и молекул и определяет температуру.

Что касается предположения о том, что атом неделим, что он является якобы наименьшей частицей материи, то это предположение в дальнейшем было отвергнуто. Ученые-физики имеют теперь единую точку зрения, заключающуюся в том, что атом не является неделимым, что он состоит из еще более малых частиц материи. Более того, эта точка зрения физиков подтверждена в настоящее время с помощью опытов. Итак, атом в свою очередь является сложной частицей, состоящей из протонов, нейтронов и электронов. Протоны и нейтроны образуют ядро атома, окруженное электронной оболочкой. Почти вся масса атома сосредоточена в его ядре. Наименьшее из всех существующих атомных ядер - ядро атома водорода, состоящее всего лишь из одного протона - обладает массой, которая больше массы электрона в 1 850 раз. Массы протона и нейтрона примерно равны между собой. Таким образом, масса атома определяется массой его ядра, или, иначе говоря, числом протонов и нейтронов. Протоны имеют положительный электрический заряд, электроны - отрицательный, а нейтроны вовсе не имеют электрического заряда. Заряд ядра, следовательно, всегда является положительным и равен числу протонов. Эта величина называется порядковым номером элемента в периодической системе Д. И. Менделеева. Обычно число электронов, составляющих оболочку, равно числу протонов, а так как заряд электронов отрицателен, то атом в целом электрически нейтрален.

Несмотря на то, что объем атома весьма мал, ядро и окружающие его электроны занимают лишь незначительную долю этого объема. Можно представить себе поэтому, какой колоссальной плотностью обладают ядра атомов. Если бы можно было так разместить ядра водорода, чтобы они плотно заполнили объем всего лишь 1 кубического сантиметра, то вес их составил бы примерно 100 миллионов тонн.

Изложив кратко некоторые положения о строении материи и напомнив ещё раз, что химическая энергия представляет собой энергию, накопленную внутри молекул, можно, наконец, перейти к изложению двух, обещанных ранее, важных соображений, полнее раскрывающих существо химической энергии.

Выше мы сказали, что тепловая энергия тела складывается из энергии поступательного и вращательного движений молекул и энергии притяжения или отталкивания между ними. Это определение тепловой энергии является не совсем точным или, лучше сказать, не совсем полным. В случае, когда молекула вещества (жидкости или газа) состоит из двух или большего числа атомов, то в тепловую энергию надлежит включить также энергию колебательного движения атомов внутри молекулы. К этому выводу пришли на основании следующих соображений. Опыт показывает, что теплоемкость почти всех веществ возрастает с увеличением температуры. Иначе говоря, количество тепла, необходимое для повышения температуры 1 килограмма вещества на 1 °С, делается, как правило, тем больше, чем больше температура этого вещества. Этому правилу следует и большинство газов. Чем это объясняется? Современная физика отвечает на этот вопрос так: основной причиной, вызывающей увеличение теплоемкости газа с ростом температуры, является быстрое увеличение колебательной энергии атомов, из которых состоит молекула газа, по мере увеличения температуры. Такое объяснение подтверждается тем, что теплоемкость тем больше увеличивается с ростом температуры, чем из большего числа атомов состоит молекула газа. Теплоемкость же одноатомных газов, т. е. газов, мельчайшими частицами которых являются атомы вообще почти не изменяется при увеличении температуры.

Но если энергия колебательного движения атомов внутри молекулы изменяется, да еще весьма существенно, при нагревании газа, происходящем без изменения химического состава этого газа, то, видимо, эту энергию нельзя рассматривать как энергию химическую. А как же быть тогда с приведенным выше определением химической энергии, согласно которому она является энергией, накопленной внутри молекулы?

Этот вопрос вполне уместен. В приведенное выше определение химической энергии надо внести первое уточнение: к химической энергии относится не вся энергия, аккумулированная внутри молекулы, а лишь та часть ее, которая может быть изменена только путем химических превращений.

Второе соображение, касающееся существа химической энергии, состоит в следующем. Не вся энергия, аккумулированная внутри молекулы, может быть освобождена в результате химической реакции. Часть энергии, и притом очень большая, никак не изменяется в итоге химического процесса. Это энергия, заключенная внутри атома, или, точнее сказать, внутри ядра атома. Ее именуют атомной или ядерной энергией. Собственно говоря, в этом нет ничего удивительного. Пожалуй, даже на основе всего сказанного выше это обстоятельство можно было предугадать. Действительно, ведь с помощью любой химической реакции невозможно превратить один элемент в другой, атомы одного сорта в атомы другого сорта. Такую задачу в прошлом ставили перед собой алхимики, стремившиеся во что бы то ни стало превратить в золото другие металлы, например ртуть. Успеха в этом деле алхимикам добиться не удалось. Но если с помощью химической реакции не удалось превратить один элемент в другой, атомы одного сорта в атомы другого сорта, то это значит, что сами атомы, а точнее сказать их основные части - ядра - остаются при химической реакции неизменными. Поэтому и не удается освободить ту очень большую энергию, которая аккумулирована в ядрах атомов. А энергия эта действительно очень велика. В настоящее время ученые-физики научились освобождать ядерную энергию атомов урана и некоторых других элементов. Это значит, что появилась возможность превращать один элемент в другой. При разделении атомов урана, взятого в количестве всего 1 грамма, выделяется около 10 миллионов калорий тепла. Чтобы получить такое количество тепла, потребовалось бы сжечь примерно полторы тонны хорошего каменного угля. Можно представить себе, какие большие возможности таит в себе использование ядерной (атомной) энергии.

Поскольку превращение атомов одного вида в атомы другого вида и связанное с таким превращением освобождение ядерной энергии не входит уже в задачу химии, постольку ядерную энергию не включают в состав химической энергии вещества.

Итак, химическая энергия растений, представляющая собой как бы законсервированную солнечную энергию, может быть освобождена и использована по нашему усмотрению. Для того чтобы освободить химическую энергию вещества, превратив ее хотя бы частично в другие виды энергии, надо организовать такой химический процесс, в результате которого были бы получены такие вещества, химическая энергия которых была бы меньше химической энергии первоначально взятых веществ. В этом случае часть химической энергии может быть превращена в теплоту, а эта последняя использована на тепловой электрической станции с конечной целью получения электрической энергии.

Применительно к дровам - растительному топливу - таким подходящим химическим процессом является процесс горения. Читатель, безусловно, знаком с ним. Поэтому мы напомним лишь кратко, что горением или окислением какого-либо вещества называется химический процесс соединения этого вещества с кислородом. В результате соединения горящего вещества с кислородом освобождается значительное количество химической энергии - выделяется теплота. Теплота выделяется не только при горении дров, но и при любом другом процессе горения или окисления. Хорошо известно, например, как много тепла выделяется при горении соломы или каменного угля. В нашем организме тоже происходит медленный процесс окисления и поэтому температура внутри организма несколько выше температуры обычно окружающей нас среды. Ржавление железа тоже процесс окисления. Тепло выделяется и здесь, но только этот процесс протекает настолько медленно, что практически нагревания мы не замечаем.

В настоящее время в промышленности дрова почти не используются. Слишком большое значение для жизни людей имеют леса, чтобы можно было сжигать дрова в топках паровых котлов фабрик, заводов и электрических станций. Да и не надолго хватило бы всех лесных богатств на земле, если бы вздумали использовать их для этой цели. В нашей стране проводится совершенно иная работа: производятся массовые посадки лесозащитных полос и лесных массивов для улучшения климатических условий местности.

Однако все сказанное выше об образовании растительных тканей за счет энергии солнечных лучей и об использовании химической энергии растительных тканей для получения теплоты имеет самое прямое отношение к тем топливам, которые широко используются в наше время в промышленности и, в частности, на тепловых электрических станциях. К таким топливам прежде всего относятся: торф, бурый уголь и каменный уголь. Все эти топлива являются продуктами разложения умерших растений в большинстве случаев без доступа воздуха или при малом доступе воздуха. Такие условия для отмирающих частей растений создаются в воде, под слоем водных осадков. Поэтому образование этих топлив происходило чаще всего в болотах, в часто затопляемых низменных местностях, в мелеющих или вовсе пересыхающих реках и озерах.

Из трех перечисленных выше топлив самым молодым по происхождению является торф. В нем встречается большое количество частей растений. Качество того или иного топлива во многом характеризуется его теплотворной способностью. Теплотворная способность, или теплота сгорания - это то количество теплоты, измеряемое в калориях, которое выделяется при сжигании 1 килограмма топлива. Если бы в нашем распоряжении был сухой торф, не содержащий влаги, то его теплотворная способность была бы несколько выше теплотворной способности дров: сухой торф имеет теплотворную способность около 5 500 калорий на 1 килограмм, а дрова - примерно 4 500. Торф, добываемый на разработках, содержит обычно довольно много влаги и поэтому имеет более низкую теплотворную способность. Использование торфа на электростанциях России началось в 1914 г., когда была построена электростанция, носящая имя выдающегося русского инженера Р. Э. Классона, основоположника нового способа добычи торфа, так называемого гидравлического способа. После Великой Октябрьской социалистической революции использование торфа на электростанциях получило широкое распространение. Российскими инженерами разработаны наиболее рациональные методы добычи и сжигания этого дешевого топлива, залежи которого на территории России очень значительны, так как и производство воздуховодов.

Более старым по сравнению с торфом продуктом разложения растительных тканей является так называемый бурый уголь. Однако и в буром угле еще имеются растительные клетки и части растений. Сухой бурый уголь с малым содержанием негорючих примесей - золы - имеет теплотворную способность свыше 6 000 калорий на 1 килограмм, т. е. еще более высокую, чем дрова и сухой торф. В действительности бурый уголь представляет собой топливо с гораздо меньшей теплотой сгорания вследствие значительной влажности, а часто и большой зольности. В настоящее время бурый уголь является одним из наиболее часто применяемых топлив на . Залежи его в нашей стране весьма велики.

Что касается таких ценных топлив, как нефть и природный газ, то они почти не применяются на . Как уже было сказано, в нашей стране использование запасов топлива производится с учетом интересов всех отраслей промышленности, планово и экономно. В отличие от западных стран, в России на электростанциях сжигаются в основном низкосортные топлива, мало пригодные для других целей. При этом электростанции, как правило, сооружаются в районах добычи топлива, что исключает дальние его перевозки. Советским инженерам-энергетикам пришлось немало потрудиться над сооружением таких устройств для сжигания топлива - топок, которые позволили бы использовать низкосортное, влажное топливо.

Штанько Т.Ю. №221-987-502

Тема: Химический состав клетки. Углеводы, липиды, их роль в жизнедеятельности клетки .

Глоссарий урока: моносахариды, олигосахариды, полисахариды, липиды, воска, фосфолипиды.

Личностные результаты: формирование познавательных интересов и мотивов на изучение живой природы. Развитие интеллектуальных умений, творческих способностей.

Метапредметные результаты: формирование умений сравнивать, делать вывод, рассуждать, формулировать определения понятий.

Предметные результаты: характеризовать особенности строения, функции углеводов и липидов, их роль в жизнедеятельности клетки.

УУД: построение логической цепи рассуждений, сравнение, соотнесение понятий.

Цель урока: познакомить учащихсяся со строением, классификацией и функциями углеводов, с многообразием и функциями липидов.

Ход урока: проверка знаний

    Дайте характеристику химическому составу клетки.

Почему можно утверждать, что химический состав клетки является подтверждением единства живой природы и общности живой и неживой природы?

Почему считают, что углерод составляет химическую основу жизни?

    Выберите правильную последовательность химических элементов по возрастанию их концентрации в клетке:

а) йод-углерод-сера; б) железо-медь-калий;

в) фосфор-магний-цинк; г) фтор-хлор-кислород.

    Дефицитом какого элемента могут быть обусловлены изменения формы конечностей у детей?

а) железа; б) калия; в) магния; г) кальция.

    Охарактеризуйте строение молекулы воды и ее функции в клетке.

    Вода растворитель. Полярные молекулы воды растворяют полярные молекулы других веществ. Вещества растворимые в воде называют гидрофильные , нерастворимые в воде гидрофобные .

    Высокая удельная теплоемкость. Для разрыва водородных связей, удерживающих молекулы воды, требуется поглотить большое количество энергии. Это свойство воды обеспечивает поддержание теплового баланса в организме.

    Теплопроводность.

    Вода практически не сжимается, обеспечивая тургорное давление.

    Сцепление и поверхностное натяжение. Водородные связи обеспечивают вязкость воды и сцепление с молекулами других веществ. Благодаря силам сцепления на поверхности воды образуется пленка, которую характеризует поверхностное натяжение.

    Может находиться в трех состояниях.

    Плотность. При охлаждении движение молекул воды замедляется. Количество водородных связей становится максимальным. Наибольшую плотность вода имеет при 4 градусах. Замерзая вода расширяется (необходимо место для образования водородных связей), ее плотность уменьшается, поэтому лед плавает на поверхности воды.

    Выберите функции воды в клетке:

а) энергетическая г) строительная

б) ферментативная д) смазывающая

в) транспортная е) терморегуляционная

    Выберите только физические свойства воды:

а) способность к диссоциации

б) гидролиз солей

в) плотность

г) теплопроводность

д) электропроводность

е) донорство электронов

Кол-во воды в клетках эмбриона - 97,55%; восьмимесячного - 83%; новорожденного - 74%; взрослого - 66% (кости - 20%, печень - 70%, мозг -86%). Количество воды прямо пропорционально интенсивности обмена веществ.

    Расскажите, как определяется кислотность или основность растворов? (концентрацией ионов Н)

Как эта концентрация выражается? (Эту концентрацию выражают при помощи водородного показателя рН)

Нейтральная реакция рН = 7

Кислая рН меньше 7

Основная рН больше 7

Протяженность шкалы рН до 14

Значение рН в клетках 7 Изменение на 1-2 единицы губительно для клетки.

Как поддерживается Постоянство рН в клетках (поддерживается благодаря буферным свойствам их содержимого).

Буферным называют раствор, содержащий смесь какой-либо слабой кислоты и ее растворимой соли. Когда кислотность (концентрация ионов Н) увеличивается, свободные анионы, источником которых является соль, легко соединяется со свободными ионами Н и удаляет их из раствора. Когда кислотность снижается, высвобождаются дополнительные ионы Н.

Являясь компонентами буферных систем организма, ионы определяют их свойства - способность поддерживать рН на определенном уровне (близко к нейтральной), несмотря на то, что в результате обмена веществ образуются кислые и щелочные продукты.

    Расскажите, что такое гомеостаз?

Изучение нового материала.

    Распределите представленные вещества на группы. Объясните, какой принцип для распределения вы использовали?

Рибоза, гемоглобин, хитин, целлюлоза, альбумин, холестерин, муреин, глюкоза, фибрин, тестостерон, крахмал, гликоген, сахароза

Углеводы

Липиды (жиры)

Белки

рибоза

холестерин

гемоглобин

хитин

тестостерон

альбумин

целлюлоза

фибрин

муреин

глюкоза

крахмал

гликоген

сахароза

    Сегодня мы будем говорить об углеводах и липидах

Общая формула углеводов С (НО) Глюкоза С Н О

Посмотрите на углеводы, которые вы выделили, и попробуйте разделить их на 3 группы. Объясните, какой принцип распределения вы использовали?

Моносахариды

Дисахариды

Полисахариды

рибоза

сахароза

хитин

глюкоза

целлюлоза

муреин

крахмал

гликоген

Чем они отличаются? Дать понятие полимер.

    Работа с рисунками:

(Стр.3-9) рис.8 рис.9 рис.10

    Функции углеводов

Значения углеводов в клетке

Функции

При ферментативном расщеплении молекулы углеводов освобождается 17,5 кДж

энергетическая

При избытке углеводы встречаются в клетке в виде крахмала, гликогена. Усиленное расщепление углеводов происходит при прорастании семян, длительном голодании, интенсивной мышечной работе

запасающая

Углеводы входят в состав клеточных стенок, образуют хитиновый покров членистоногих, препятствуют проникновению бактерий, выделяясь при повреждении растений.

защитная

Целлюлоза, хитин, муреин входит в состав клеточных стенок. Хитин образует панцирь членистоногих

строительная, пластическая

Участвует в процессах клеточного узнавания, воспринимает сигналы из окружающей среды, входя в состав гликопротеинов

рецепторная, сигнальная

    Липиды - жироподобные вещества.

Их молекулы неполярны, гидрофобны, растворяются в органических растворителях.

По строению делятся на простые и сложные.

    Простые: нейтральные липиды (жиры), воски, стерины, стероиды.

нейтральные липиды (жиры) состоят из: см. рис.11

    Сложные липиды содержат нелипидный компонент. Наиболее важные: фосфолипиды, гликолипиды (в составе клеточных мембран)

Функции липидов

    Соотнесите:

Описание функции Название

1) входят в состав клеточных мембран А) энергетическая

2) при окислении 1г. жира выделяется 38,9кДж Б) источник воды

3) откладываются в клетках растений и животных В) регуляторная

4) подкожная жировая клетчатка защищает органы от переохлаждения, ударов. Г) запасающая

5) некоторые из липидов являются гормонами Д) строительная

6) при окислении 1г жира выделяется более 1г воды Е) защитная

    Закрепление:

вопросы стр.37 №1 - 3; стр.39 №1 - 4.

Д/З: §9; §10

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: