Кон тики рисунок на парусе. Бальсовый плот «Кон-Тики

Кон-Тики – это плот, на котором ученый Тур Хейердал с командой из 5 человек проплыл из Перу в Полинезию. 101-дневное путешествие состоялось в далеком 1947 году. Но до сих пор экспедиция считается необыкновенной и обрастает легендами.

Как возникла идея экспедиции?

Целью путешествия на «Кон-Тики» было доказать, что индейцы Южной Америки могли пересечь Тихий океан и заселить полинезийские острова. Тур Хейердал считал, что инки совершали длительные заплывы на плотах из дерева. По примерному «маршруту миграции» индейцев и поплыл «Кон-Тики».

Однако сама теория зародилась гораздо раньше. –норвежский археолог и этнограф, проводивший массу исследований по всему миру. Так, за 10 лет до экспедиции ученый вместе с женой оказался на Маркизском архипелаге.

Один из старцев поведал семье о Кон-Тики – боге местных племен. В истории говорилось, что божество помогло предкам полинезийцев покинуть большую страну, преодолеть океан и заселить здешние .

Легенда поразила Тура Хейердала. Ученый продолжил исследование и нашел подтверждение мифа. В джунглях Полинезии этнограф обнаружил гигантские статуи Кон-Тики. Изваяния были идентичны памятникам инков в Южной Америке.

Идея путешествия по стопам Кон-Тики зародилась в 1946, за год до отплытия. Хейердал начал изучать старинные манускрипты, рисунки и архивы. Работа увенчалась успехом: исследователь обнаружил подробное изображение плотов южноамериканских индейцев.

Поиск единомышленников

Тур Хейердал беседовал с сотней ученых, путешественников и моряков. Однако большинство из них считало идею о заплыве на плоту сумасшедшей. Исследователь не терял надежды, и вскоре у него появились единомышленники. Новые знакомые начали активно искать спонсоров проекта. В итоге о норвежском ученом и его плане написали газеты.

Тур Хейердал проводил одни переговоры за другими. В число спонсоров проекта вошло и военное министерство США. Чиновники обеспечили экспедицию сухими пайками и необходимым снаряжением: спальными мешками, спецобувью и др. Позже Тур Хейердал встретился с президентом Перу и получил разрешение на строительство в местном порту.

Строительство и конструкция плота

Власти Перу выделили Хейердалу и его команде портовый док и несколько рабочих. При строительстве плота были использованы задокументированные технологии инков:


  1. «Кон-Тики » строили из бальсы, очищенной от коры. Бальзовое дерево считается самым легким и прочным в мире. Подходящие экземпляры доставили в порт из Эквадора.
  2. Материал использовался сырым. Влага внутри дерева выступала в качестве пропитки и не позволяла морской воде впитываться глубже. В результате плот долго продержался на плаву.
  3. «Кон-Тики» соорудили без использования гвоздей. Основу плота составили 9 бальсовых бревен длиной 10–14 метров. Сверху на них уложили деревья меньшего диаметра, образовав палубу. Бальзовые бревна и другие составные части перевязали канатами, уложенными в прорезанные пазы. Это препятствовало перетиранию веревок бревнами.
  4. Над основанием установили мачту и рулевое весло с широкой лопастью. Оба элемента были изготовлены из мангрового дерева, которое не тонет.
  5. «Кон-Тики» имел острый нос, благодаря использованию бревен различной длины. Такой подход позволил увеличить скорость движения.
  6. Судно было оснащено парусом площадью 27 м2 и 2 рядами досок, торчащих из дна плота и выполнявших роль выдвижных килей. Механизм препятствовал боковому сносу «Кон-Тики» и облегчал управление им.
  7. Для удобства палубу устлали циновками из молодого бамбука. А посередине разместили небольшую бамбуковую хижину с крышей из банановых листьев.


Завершив строительство, команда увидела точную копию древних южноамериканских плотов. Судну решили дать имя бога полинезийцев и инков, вдохновившего Тура Хейердала на плавание. В связи с этим на парус нанесли изображение бога Кон-Тики.

Оценка плота критиками

Посмотреть на готовый плот прибывала делегация за делегацией. Критики в один голос заявляли, что «Кон-Тики» не достигнет цели и развалится от первой же крупной волны. Зеваки даже заключали пари, как скоро плот пойдет ко дну. Экспедицию называли «авантюрой» и «массовым самоубийством». Но не отменил плавание.

Экипаж «Кон-Тики»

Руководителем экспедиции стал сам Тур Хейердал. В его команду вошло еще 5 человек:


  1. Эрик Хессельберг – штурман и художник, совершивший несколько кругосветных плаваний;
  2. Кнут Хаугланд – радист, участник Второй мировой войны;
  3. Турстейн Робю – второй радист, совершивший военный подвиг: несколько месяцев он передавал в Англию доносы с немецкого линкора «Тирпиц»;
  4. Герман Ватцингер – инженер и техник, знавший основы метеорологии и гидрологии;
  5. Бенгт Даниэльссон – кок и единственный из членов команды, говоривший по-испански.

Тур Хейердал сознательно не брал в команду профессиональных моряков. Ученый не хотел, чтобы успех экспедиции объяснили опытностью экипажа. Это дало бы повод усомниться в способности перуанских индейцев повторить подобное плавание.

Седьмым неофициальным членом команды и одновременно ее талисманом стал южноафриканский зеленый попугай Лолита. Пернатый товарищ не переставая болтал по-испански. К несчастью, на пол пути птицу смыло за борт во время шторма.

Как проходила экспедиция?

«Кон-Тики» отплыл 28 апреля 1947 года из порта Кальяо в Перу. Катер «Гуардиан Рио» отбуксировал плот на 50 миль, прямо до течения Гумбольдта. Далее команда взяла управление в свои руки. Каждый день «Кон-Тики» преодолевал путь в 80 км. В один из погожих дней плот прошел рекордное расстояние в 130 км.


Для экспедиции было выбрано наиболее благоприятное время года с Южным экваториальным течением и пассатами. Поэтому за время путешествия «Кон-Тики» пережил лишь 2 шторма, один из которых длился 5 дней. В итоге на полпути разошлись бревна, потерялось кормовое весло, а парус и палуба получили сильные повреждения. Когда буря закончилась, экипаж сумел устранить поломки.

31 июля, на 93-й день путешествия, команда заметила остров Пука-Пука. Однако пристать к нему не удалось, поскольку плот моментально унесло течением. На 97-й день плавания «Кон-Тики» подошел к острову Ангатау.

Весь день экипаж искал проход в опасных рифах. К вечеру с другой стороны острова показалась деревня. Однако даже с помощью местных островитян команда не смогла направить «Кон-Тики» против ветра в безопасный проход.

На 100-й день плавания плот подошел к атоллу Рароиа в Полинезии. Однако территория также была полностью окружена рифами. Экипаж решил пробиться на сушу во время прилива. Несколько часов плот било мощнейшими волнами. После этого наступил прилив: «Кон-Тики» смог попасть на берег и команда высадилась.

7 августа 1947 года, на 101-й день плавания, экспедиция на «Кон-Тики» была завершена. Экипаж перетащил все необходимые вещи на остров и провел там неделю, пока к ним не приплыли местные островитяне. А еще некоторое время спустя команду забрал норвежский корабль, отправленный властями для спасения экспедиции.

Встречи с акулами

Единственная сложность во время заплыва состояла в регулярной проверке узлов. Для этого членам экипажа приходилось спускаться под воду, где проплывали стаи акул. Хищники окружали «Кон-Тики» из-за запаха крови от пойманной для пропитания рыбы.

Чтобы спуск под воду был менее опасным, команда соорудила специальную корзину. Заметив акулу, проверяющий прятался в конструкцию и подавал знак, чтобы его вытащили на поверхность.

Однажды плот начала преследовать гигантская китовая акула. В итоге один из участников экспедиции не выдержал и воткнул в нее копье, заставив скрыться. Акулы нередко окружали «Кон-Тики» и даже пытались укусить ученых. К счастью, все обошлось.

Особенной стала встреча с акулой-другом. Животное пристало к плоту почти на неделю. Тур Хейердал лично прикармливал хищника, бросая пищу прямо в пасть. Однако один из членов команды попытался поймать акулу за хвост, и «приятельница» уплыла.

Провизия и питьевая вода

Индейцы в пути обходились сушеным бататом и вяленым мясом. Но Хейердал решил не рисковать. На плот был взят 3-месячный запас еды и питья: армейские сухие пайки, фрукты и 1100 литров воды в небольших бидонах.


Для защиты от морской воды провизия хранилась в картонных коробках, покрытых асфальтом (битумом). Тару размещали на основных бревнах под палубой: дерево блокировало доступ солнечных лучей и обеспечивало прохладу.

Продукты готовили на примусе, который хранился в ящике из мангрового дерева. Однажды прибор стал причиной пожара на борту. Однако экипаж во время среагировал: беды удалось избежать.

Большая часть экипажа питалась морепродуктами. На борт нередко попадала летучая рыба, а в специальной сетке скапливался планктон. Кроме того, рыбная ловля позволяла за 20 минут поймать целый обед. Чаще всего на удочку попадалась рыба-дельфин, бонито, тунец и скумбрия. Чуть позже исследователи научились хватать за хвост и затаскивать на плот небольших акул.

В качестве эксперимента, двое членов команды питались исключительно армейскими пайками. На тот момент такой рацион считался инновацией и не был опробован. Консервами питался и остальной экипаж, особенно во время шторма, когда рыбалка была мало возможна.

На «Кон-Тики» было достаточно питьевой воды. Но уже через несколько недель пути она стала неприятной на вкус. Поэтому участники экспедиции регулярно пополняли запасы, собирая дождевую воду. Также была предпринята попытка, подобно индейцам, пить лимфатическую жидкость из гланд рыб. Кроме того, команда выяснила, что зерна овса устраняют неприятный привкус морской воды и делают ее пригодной для питья.


Для нормализации водно-солевого обмена в организме экипаж периодически добавлял морскую воду в питьевую. Так, удавалось восполнить недостаток соли, потерянной с потом.

Быт

В первый же день команда распределила обязанности и расписала вахты. Важные вопросы участники экспедиции решали на собраниях. Подход обеспечил дружественную атмосферу в коллективе малознакомых людей. Кроме того, к плоту привязали резиновую лодку.

В ней можно было побыть, если хотелось уединения. С лодки также вели видеосъемку плота для будущего документального фильма.

Тур Хейердал ежедневно записывал в дневник свои наблюдения, брал пробы рыб и планктона, снимал фильм. Радисты следили за сохранностью портативной и стационарной радиостанции в условиях сырости, отправляли в эфир рапорты и метеосведения. Кок готовил и читал: в каюте хранилась его личная библиотека. Техник устранял поломки, занимался метео- и гидроизмерениями.

Художник латал парус, а также делал смешные зарисовки товарищей или морских обитателей.

Научные достижения: что доказал Тур Хейердал?

Благодаря путешествию на «Кон-Тики» Тур Хейердал смог:


Фильм и книга

Тур Хейердал написал . Произведение стало бестселлером и было переведено на 67 языков. Всего издали 50 млн экземпляров.

Послесловие

Путешествие на «Кон-Тики» стало мировой сенсацией. Команда из 6 человек преодолела 6980 км на плоте из дерева, доказав, что человеку подвластна стихия. Сам же «Кон-Тики» хранится в одном из музеев Осло – на родине Тура Хейердала. Ученые утверждают, что плот по-прежнему способен выдержать длительный заплыв.

Дорогие Друзья, делитесь этой историей с друзьями в социальных сетях — кнопки ниже. Мы уверены, что многие о ней не знают, но узнав, будут удивлены таким событием в истории, которое вызывает восхищение.

Подписывайтесь на обновление сайта. Впереди вас ждет еще много интересного

Добрый день, коллеги!

При изготовлении данной модели не было использовано ни единого чертежа. Но этот факт совершенно нельзя расценивать как повод для утверждения, будто итог моих трудов получился далёк от оригинала - в основе моей работы лежали книга, фото- и видео материалы путешествия Тура Хеердала по Тихому океану. Эти источники предоставили исчерпывающие данные для постройки модели. Масштаб 1/65.

Как Вы уже поняли, модель построена не из какого-либо готового набора, а с нуля. Я постарался максимально детализировать плот, на сколько позволяли пока еще кривые руки (эта модель - моя первая, строительство которой удалось довести до конца). Сказку не открывал сознательно, т.к. до последнего не был уверен, что мне удастся привести весь процесс к его логическому завершению.

Отталкиваясь от исходных размеров оригинального плота и имеющихся в инете фотографий, удалось найти пропорции всех элементов модели: начиная от размеров хижины и заканчивая размерами реев и парусов. Не хочу углубляться в нюансы, но и замолчать один момент считаю недопустимым - фотоматериалы не в полной мере подтвердили описанный в книге Хеердаом процесс строительства плота.

При изготовлении модели постарался в полном объеме воспроизвести процесс создания оригинального плота Кон-Тики - корпус модели собран без единой капли клея, все держится за счет канатов (их узлы для надежности фиксировал каплей ЦА). Для основы плота покупались идеально круглые бревна, которые потом я постарался приблизить по виду к стволам бальзового дерева из которых этот плот и строился. Для этого в самом начале кругляк вымачивался в спирте, потом немного изгибался в различных плоскостях при помощи струбцин и в самом конце ему придавалась шероховатость. Помимо этого обработал торцы бревен для придания им более интересной фактуры (тут я немного переврал действительность - на оригинальном плоту линии распиловки бревен более ровные). После связки основа получилась очень прочной - канаты так крепко держали бревна, что их с большим трудом удавалось выгибать руками. Благодаря первоначальной деформации бревен, перья дополнительных килей вошли как родные. В довершении "бутерброда" плота в нужных местах палубы идут расщепленные бамбуковые жерди, укрытые сверху циновками. На приложенных фотках процесса сборки это наглядно показано. В промежутки между поперечными бревнами, как и подобает, уложил коробки с провизией. Каюсь: экипаж этого плота я оставил без воды, т.к. мне было лень делать с нуля канистры, которые потом никто не сможет увидеть...

Кстати, в общей сложности на плот ушло около 1,2 км нитей (чуть менее 6 катушек основного цвета + немного других. Из этих нитей делал канаты 4 типов - 0,29 (использовались для найтовки всяких разностей и кнопов на более толстых канатах), 0,44 (такелаж), 0,55 (для связки бревен основы плота и такелаж грота) и 1 мм (три ванты грота мачты).

Также постарался воспроизвести достоверный интерьер внутри хижины - сделал имитацию гитары, керосиновой лампы, книжных полок и самих книг (все видно на фотках процесса сборки). Единственное, не получилось разместить скатанные в трубки листы с картами в исходное место. Но ничего, пристроил их немного левее, после установки крыши содержимое хижины без фонарика вообще не видно, да и чтоб разглядеть даже с фонариком приходится втискивать нос практически внутрь дома).

Самое главное - в ходе экспедиции Кон-Тики на борту плота присутствовал наш брат-моделист Кнут Хаугланд - за время путешествия он собрал модель этого плота. На своей модели я изготовил и его модель - она располагается на ящике слева от входа в хижину (ее размер 5х5мм).

Единственный непонятый мной момент из сборки оригинального плота - это то, как крепился носовой борт. Канаты притягивают его к конструкции плота (в горизонтальной плоскости), но что его держит и не дает упасть ниже (вертикальная плоскость) я так и не сумел разобраться. Поэтому нос - это первая деталь, которая держится исключительно благодаря клею, а не привязана канатами. Но и про канаты я не забыл, они расположены на своих законных местах и вроде как выполняют возложенную на них функцию.

При сборке не обошлось и без косяков:

1. При изготовлении бизань мачты не перепутал рангоутные деревья и в месте их пересечения правое получилось ближе к носу, а должно быть левое;

2. Возможно, использовал неверную древесину для грот мачты. В книге говорится про мангр, а на всех фотках стволы светлые;

3. Мангр должен быть (если вообще должен) только от палубы до марсовой площадки (назовём так для понимания седушку на крестовине мачты), а выше - бамбук. Первую мачту сделал по этому рецепту, но она оказалась неверного размера и ушла в утиль, а на второй я уже забыл про бамбук и сделал все из одной древесины;

4. На главной палубе я сделал всего 3 циновки, а в оригинале должно быть 4;

5. Блоки на которых крепится бизань выглядят переразмерными, но меньше я их просто физически не смог сделать без спец инструмента - у меня они 4 мм;

6. Недостаточный натяг шкотов блинда и грота по левому борту - следствие надутия парусов;

7. Паруса я "надул" очень красиво. Но в итоге пришлось выбирать либо оставить это надутие, либо все шкоты будут с провисом. Выбор сделал в пользу натяга нитей, что в значительной мере нивелировало пузатость парусов.

PS: извиняюсь на "многабукф". Изначально рассказ был написан лишь до середины на 4 листах. Ужал его как смог.

Спасибо за внимание, готов ответить на все Ваши вопросы!

С уважением, Дмитрий.

В 1948 году известный норвежский ученый-этнограф опубликовал свою книгу «Путешествие на «Кон-Тики» . (Скачать книгу) В ней описана экспедиция в ходе которой автор книги, совместно с пятью спутниками, на деревянном плоту «, под парусом, переплыл Тихий океан от берегов Южной Америки до островов Полинезии.

Плот был назван в честь — верховного жреца и солнце-короля малоизвестного народа проживавшего, в древности, на территории Перу и изгнанного инками. По гипотезе Тура Хейердала этот народ, переплыв океан на плотах из бальсового дерева, заселил острова Полинезии.

Путешествие на «Кон-Тики» имело задачу доказать возможность пересечения Тихого океана на плотах из бальсового дерева и расселения жителей Южной Америки по островам Полинезии.

Но экспедиция интересна не только с точки зрения доказательства гипотезы, но и с точки зрения возможности выживания на море в экстремальных условиях.

Несмотря на известную авантюрность этого предприятия оно является примером тщательной и обдуманной подготовки, точного рассчета, блестящего проведения и удачного завершения проекта.

Итак, побывав ранее на Маркизских (Годичная экспедиция описана в книге «В поисках рая») и на других островах Полинезии, Тур Хейердал обратил внимание на некоторое сходства в культурах древних народов Южной Америки и полинезийцев. Это дало возможность предположить, что предками полинезийцев могли быть жители Южной Америки переплывшие океан на бальсовых плотах и заселившие острова около полутора тысяч лет назад.

Официальная наука придерживается теории об азиатском происхождении жителей островов Южных морей и гипотеза Тура Хейердала была отвергнута и, прежде всего, из-за невозможности пересечения Тихого океана на плоту.

Задача осложнялась тем, что о предполагаемом районе плавания мало что было известно, так как он находился в стороне от обычных морских путей. Так-же мало было известно о возможности плавания на деревянном плоту в открытом океане.

Тур Хейердал начал подготовку к плаванию. Прежде всего он заручился поддержкой Клуба путешественников в Нью-Йорке, членом которого состоял после экспедиции на Маркизские острова.

Благодаря поддержке членов клуба он получил возможность взять на испытание в экстремальных условиях снаряжение разработанное Лабораторией снаряжения материальной части Военно-воздушных сил США. А благодаря поддержке людей, воевавших вместе с ним во время Второй мировой войны, Тур Хейердал смог взять на испытание в тех-же экстремальных условиях снаряжения разработанного Экспериментальной лабораторией главного интендантского управления Пентагона.

Ему было предоставлено все — от полевых суточных рационов и спичек до примусов и спальных мешков, от одежды до спасательных средств, обеспечивающих спасение на море.

Комитетом географических исследований военного министерства США экспедиции была предоставлена аппаратура и инструменты для научных исследований. Гидрографический институт морского министерства США предоставил новейшие карты Тихого океана, а Британская военная мисся в Вашингтоне снабдила экспедицию набором английского снаряжения.

Нашлись люди, согласившиеся оказать экспедиции финансовую помощь. А представители Перу и Эквадора в ООН обещали содействие и поддержку на территориях своих государств.

Таким образом Тур Хейердал и его помощники сделаи максимально возможное для подготовке плавания. Больше, кажется, сделать было невозможно. Эта подготовка, во многом, предопределила успех экспедиции.

После путешествия на «Кон-Тики» подобные плавания совершались и другими людьми, но вследствии ненадлежащей подготовки и других причин не все они заканчивались благополучно. Примером может послужить плавание Эрика де Бишопа от Таити до берегов Южной Америки и обратно, описанное членом команды «Кон-Тики» Бенгтом Даниельссоном в книге «Большой риск путешествие на «Таити-Нуи».

Одновременно с материальной подготовкой Тур Хейердал набирал команду из числа своих друзей и просто единомышленников. Она должна была состоять из шести человек. На момент выезда в Южную Америку было набрано пять человек. Среди них: Герман Ватцингер — инженер, отвечавший за научную работу экспедиции, Эрик Хессельберг — бывший моряк и художник взявший на себя навигационное обеспечение экспедиции. Кнут Хаугланд и Торстейн Робю отвечали за радиосвязь.

Экипаж «Кон-Тики»

Итак, Тур Хейердал и Герман Ватцингер отправляются в Эквадор, где предполагалось купить бальсовые бревна для постройки плота. Но по прибытию на место выяснилось,что на побережье бальсовые деревья вырублены, а бревна необходимого размера можно найти только в глубине джунглей. Но из-за начавшегося сезона дождей добраться со стороны побережья до плантаций бальсы в Киведо невозмоно. Единственный выход — перелететь в столицу Эквадора Кито, а затем вернуться через Анды и с их склонов спуститься в джунгли до Киведо.

Так было и сделано. Из Кито, на армейском джипе, Тур Хейердал и Герман Ватцингер пересекли Анды и по раскисшим от тропических ливней дорогам добрались до Киведо. С Киведо, на плоту из срубленных бальсовых деревьев, в сопровождении индейцев, по реке Паленке они спустились до порта Гуаякиль. Далее бревна были перевезены в перуанский порт Кальяо.

В Кальяо, обратившись к властям, экспедиция получила разрешение строить плот и базироваться на территории военного порта. В это время прибывают остальные члены экспедиции, а также присоединяется — единственный швед среди команды норвежцев. Он только что закончил этнографическую экспедицию в бассейне Амазонки, после чего пересек Анды и оказался в Перу.

Автор книги «Путешествие на «Кон-Тики» отмечает, что участники экспедиции не знали друг друга и путешествие, хотя-бы на первых порах, не омрачалось-бы столкновением характеров, пока члены команды познакомятся друг с другом. Надо отметить, что, благодаря удачному подбору команды, путешествие не омрачалось столкновением характеров на протяжении всей экспедиции.

Постройка и снаряжение плота «Кон-Тики».

При помощи нескольких местных жителей команда со всей тщательностьб приступила к постройке плота.

Бревна скреплялись веревками, уложенными в прорезанные пазы. Это предотвращало перетирание их бревнами. На бревна плота были уложены поперечные бревна-ронжины, дополнительно скрепившие плот. На ронжины настилалась палуба из бамбука. Она, для удобства, покрывалась циновками из стеблей молодого бамбука.

Носовая часть плота, благодаря бревнам различной длины, имела клиновидную форму. Несколько бревен выступали и на корме. На них устанавливалось рулевое весло. Оно было изготовлено из прочной древесины с широкой лопастью из доски.

Мачта плота, для прочности, составлялась из двух бревен из прочной древесины наклоненных друг к другу и скрепленых вершинами.

В щели между бревнами плота были просунуты широкие доски длиной около полутора метра, которые должны были выполнять роль выдвижных килей. Кили препятствуют боковому сносу плота и улучшают управляемость им. Это очень помогло в период плавания и плот мог идти под углом до 20 градусов к ветру.

Плот «Кон-Тики»

При расчетном сроке плавания около трех месяцев запас продуктов брался на четыре месяца. Основу его составляли армейские суточные рационы.

Особое внимание уделялось сохранности продуктов и воды. Картонные коробки с рационами были надежно покрыта асфальтом и размещались под палубой, на бревнах плота, между ронжинами. Асфальт защищал рационы от порчи морской водой, которая в короткий срок вызывает коррозию консервных банок и порчу продуктов.

Туда-же был помещен запас питьевой воды, составляющий 1100 литров, разлитых в небольшие бидоны. Груз тщательно крепился, а нахождение под палубой гарантировало относительную прохладу и защиту от прямых солнечных лучей.

Питание экспедиции предполагалось разнообразить выловленной рыбой, а также планктоном для ловли которого была взята планктонная сеть. Фрукты были взяты в количестве, которое позволяли размеры плота. Принятые меры помогли предотвратить потерю продуктов и воды во время путешествия на «Кон-Тики».

Плот был оснащен двумя коротковолновыми радиостанциями, стационарной и портативной. Они предназначались для передачи метеорологических сведений и, при необходимости, для передачи сигналов бедствия для спасения на море.

Бальзовый плот Кон-Тики был построен как копия древнего плота южноамериканских индейцев. Плот состоял из девяти бальзовых бревен, привезенных из Эквадора, управляла плотом команда из шести человек с Туром Хейердалом. Кон-Тики отплыл из Перу 28 апреля 1947 года и спустя 101 день достиг Полинезии, пройдя путь чуть менее 7000 км. Была доказана возможность миграции предков полинезийцев из Южной Америки.

СОДЕРЖИМОЕ НАБОРА МОДЕЛИ КОРАБЛЯ

В своей модели корабля итальянская фирма Mantua использует ту же легкую бальзу, что и на настоящем плоту. Аккуратные круглые бальзовые заготовки диаметром около 25 мм специально загрубляются, окрашиваются темной морилкой (есть в наборе), склеиваются и дополнительно связываются толстой нитью. Единственная хижина-шалаш выполняется по оригинальной технологии с имитацией плетёнки, а сверху имеет навес из широких пальмовых листьев.

Крупный масштаб позволяет изготовить плот не только с помощью клея, но и связывать бревна, делая поперечные балки, низкие фальшборта, невысокий носовой бортик, скрепляя примитивную мачты и делая такелаж. Изображение древнего Бога на парусе делается с помощью прилагаемого трафарета. Модель корабля оснащена как веслами, так и веревочной лестницей на мачту.

Инструкция имеет около 150 цветных фотографий поэтапной сборки модели и практически не имеет поясняющего текста, т.к. по фотографиям всё предельно ясно.масштаб 1:18 длина 590 мм

Бальсовый плот «Кон-Тики»

Когда конкистадоры Франсиско Писсаро в 1526 г. готовились отправиться в свое второе плавание от Панамского перешейка на юг, в направлении Перу, одно из судов экспедиции несколько отделилось от главных сил и отправилось на разведку в сторону экватора. Когда оно достигло северных районов современного Эквадора, испанцы заметили в море судно, шедшее им навстречу под парусом. Это оказался большой бальсовый плот, направлявшийся на север. На плоту находилось 20 человек, а его груз составлял 36 тонн. По словам одного из испанских моряков, плоский плот имел бревенчатую основу, покрытую тростниковой палубой. Она была приподнята настолько, что груз не смачивался водой. Бревна и тростник были крепко связаны веревкой из растительного волокна. Особенно удивили испанцев паруса и такелаж плота: «Он был оснащен мачтами и реями из очень хорошего дерева и нес хлопчатобумажные паруса такого же рода, как наш корабль. Отличные снасти сделаны из упомянутого генекена, который напоминает пеньку; два камня, подобных мельничным жерновам, служили якорями».

Так европейцы познакомились с необычными судами, широко использовавшимися у западного побережья Южной Америки. Впрочем, слышать о них испанцам доводилось и ранее – от индейцев Панамы. Они рассказали Васко Нуньесу де Бальбоа – первому европейцу, увидевшему Тихий океан – о могущественном государстве на юге, жители которого отправляются в плавание на судах под парусами и с веслами, по величине лишь немного уступающих испанским кораблям. До нас дошли описания плотов, которые инки использовали даже для очень дальних плаваний. Все они делались из нечетного количества бревен, и самые большие могли перевозить до 50 человек (включая тяжеловооруженных испанских воинов) и несколько лошадей.

Хронист отмечал: «Самые большие плоты перуанских индейцев, живущих вблизи лесов, скажем, в портах Паита, Манта и Гуаякиль, состоят из семи, девяти и даже большего количества бревен. Вот как их делают: лежащие рядом бревна связывают лианами или веревками, которые захватывают также другие бревна, положенные поперек. Среднее бревно в носовой части длиннее остальных, дальше в обе стороны от него укладывают более короткие бревна, так что видом и соотношением они придают носу плота сходство с пальцами кисти руки, а корма ровная. Поверх бревен кладут настил, чтобы вода, которая проникает снизу в щели между бревнами, не намочила людей и одежду». На плотах устанавливалась «надстройка» (хижина из бамбука), на корме предусматривалось специальное место для приготовления пищи. Для управления плотом и маневрирования индейцы использовали гуары – длинные широкие доски, просунутые в щели между бревнами, аналог появившихся намного позднее европейских швертов.

«Кон-Тики»

В ХХ в. исследователи, занимавшиеся историей заселения островов Тихого океана, обратили внимание на странное обстоятельство: многие растения, культивировавшиеся полинезийцами, происходили из Южной Америки. Возникли даже теории о том, что заселение островов шло не из Азии, а именно с американского материка. Правда, затем эти теории были признаны несостоятельными, но вероятность контактов южноамериканских индейцев с Полинезией выглядела вполне реалистичной. Однако существовали большие сомнения: способен ли бальсовый плот совершить столь дальнее плавание? Не утонет ли он, когда бревна пропитаются морской водой? Как будет вести себя «примитивное» сооружение во время шторма?

Одним из энтузиастов, отстаивавших теорию о контактах индейцев и полинезийцев, был норвежский ученый и путешественник Тур Хейердал. Обобщив имевшуюся в его распоряжении информацию, он решил отправиться в плавание через Тихий океан на бальсовом плоту. Ему удалось заручиться поддержкой президента Перу, который в начале 1947 г. дал «добро» на постройку плота в военном порту Кальяо.

В честь героя индейских преданий плот получил название «Кон-Тики» («Kon-Tiki»). Он состоял из девяти бальсовых бревен, причем – как полагалось в соответствии с древними традициями, – центральное было самым длинным, а крайние – самыми короткими. Поверх них с интервалом в метр укрепили тонкие поперечные бревна, на которые настилалась палуба из расщепленных бамбуковых стволов, сверху покрытая циновками. Посреди плота, немного ближе к корме была сооружена небольшая открытая каюта из бамбуковых ветвей, а перед ней установлена А-образная мачта из мангрового дерева. Большой четырехугольный парус (на нем штурман экспедиции Эрик Хессельберг нарисовал изображение Кон-Тики) крепился к рею, изготовленному из двух бамбуковых столов. В носу имелся небольшой фальшборт для защиты от волн. Наибольшая длина сооружения составляла 13,5 м, ширина – 5,5 м. Экипаж состоял из пяти норвежцев и одного шведа.

Плавание началось 28 апреля 1947 г., причем из порта Кальяо «Кон-Тики» на 50 миль отвел буксир перуанского флота «Гуардиан Риос». После того как плот достиг течения Гумбольдта, началось его самостоятельное плавание. Управлять плотом путешественники собирались с помощью гуаров и закрепленного на корме рулевого весла. Из-за отсутствия опыта получалось это не всегда удачно, «Кон-Тики» оказался недостаточно маневренным. Зато, по словам Хейердала, бальсовый плот «…качало не очень сильно. Он держался на волнах гораздо устойчивее, чем любое судно такого же размера». Постепенно удалось решить проблему управления, научившись пользоваться гуарами.

Морская стихия несколько раз проявила свой крутой нрав, но по-настоящему опасный случай был всего один – падение человека за борт. Спасти Германа Ватцингера удалось лишь чудом. 30 июля мореплаватели увидели землю: плот миновал самый крайний остров архипелага – Туамоту. Полинезии достичь удалось, но оставалось решить еще одну весьма непростую задачу: пристать к берегу, не разбившись о рифы. В начале августа, несмотря на попытки островитян оказать команде Хейердала помощь, подойти к острову Ангатау не далось. В конце концов, плот оказался выброшен на риф у крошечного необитаемого островка на 101 й день плавания – 7 августа. К счастью, никто из команды серьезно не пострадал. Через несколько дней путешественников нашли полинезийцы и переправили на обитаемый остров Роироа, а плот во время высокого прилива перетащили в лагуну. Затем Тур Хейердал и его отважные спутники отправились на Таити, а оттуда – в Европу. Попал туда и «Кон-Тики», доставленный на палубе норвежского грузового судна. Ныне он занимает почетное место в посвященном ему музее в Осло.

Книга Хейердала «Путешествие на "Кон-Тики"» была переведена на множество языков, снятый во время плавания фильм в 1951 г. получил Оскар как лучшее документальное кино. Впоследствии было предпринято еще несколько удачных плаваний на бальсовых плотах от берегов Южной Америки в Полинезию. Теория о контактах народов, населяющих эти части света, получила немало подтверждений.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: