Общая характеристика правового регулирования деятельности по возмездному оказанию услуг. Понятия правовых услуг и деятельности по их оказанию Вид деятельности предоставление услуг в

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

240 руб. | 75 грн. | 3,75 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Щуковская Ольга Михайловна. Правовое регулирование деятельности по оказанию правовых услуг: Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.03: СПб., 2001 213 c. РГБ ОД, 61:01-12/748-0

Введение

Глава I. Понятие услуги и обязательство по оказанию услуг 11-55

1.1. Услуга как экономическая и юридическая категория 11-29

1.2. Обязательства по оказанию услуг (отграничение от обязательств по выполнению работ, юридические и фактические услуги, место обязательств по оказанию услуг в системе гражданско-правовых обязательств) 29-55

Глава II. Законодательство, регулирующее деятельность по оказанию правовых услуг 56

2.1. Законодательство о лицах, занятых оказанием правовых услуг 57-81

2.2. Законодательство о юрисконсультах 81-90

Глава III. Правовые формы деятельности по оказанию правовых услуг 91-161

3.1. Организационно-правовые и иные формы деятельности по оказанию правовых услуг 91

3.2. Договорные формы деятельности по оказанию правовых услуг и их классификация 114

3.3. Особенности договоров по оказанию правовых услуг 124-161

Глава IV. Ответственность и защита сторон в обязательствах по оказанию правовых услуг 162

4.1.Особенности ответственности юриста-услугодателя 162-175

4.2.Материально- и процессуально-правовые способы защиты прав и интересов клиента-услугополучателя 175-188

Заключение 189-190

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В широком смысле, деятельность по оказанию правовых услуг это определенная сфера экономической и социальной активности субъектов, это деятельность правового характера, служащая защите прав и охране интересов граждан и организаций, реализуемая через различные правоотношения - гражданско-правовые, трудовые, административные. Научный интерес, в данном случае, представляют проблемы правового регулирования деятельности по оказанию правовых услуг с позиций выяснения ее содержания, упорядочения порядка ее осуществления и совершенствования складывающихся по этому поводу договорных отношений.

Оценивая современное состояние законодательства и концептуальных разработок в этой области, нужно признать, прежде всего, ценность научных идей о природе услуги и особенностях обязательственных правоотношений, предметом которых выступает оказание услуг, нашедших развитие и отражение в ГК РФ. В то же время, обнаруживает себя недостаточность и теоретической, и практической базы в этом вопросе: несмотря на нормативные предпосылки, отношения по оказанию услуг продолжают необоснованно смешиваться с иными, в частности, подрядными; место обязательств по оказанию услуг в системе гражданско-правовых обязательств остается дискуссионным; в договорном регулировании не получают должной оценки особенности отношений, складывающихся по поводу оказания правовых услуг; вне законодательного регулирования оказался режим осуществления деятельности по оказанию правовых услуг.

Такое положение дел не соответствует роли, которую призвана играть в обществе деятельность субъектов, занятых оказанием правовых услуг участникам гражданского оборота, что не способствует максимально полной реализации ими своих субъективных прав. По обозначенному кругу вопросов не существует самостоятельных научных работ, проблема не исследовалась ранее на системном уровне. Между тем, актуальность темы очевидна.

Во-первых, правовые услуги, как и право, вообще, способны оказывать управляющее воздействие на состояние общественных связей субъектов, а отношения, складывающиеся по поводу оказания правовых услуг, охватывают и частно - и публично-правовую сферу. Во-вторых, деятельность по оказанию правовых услуг неоднородна и по содержанию правоотношений, ее опосредующих, и по статусу профессиональных участников таких отношений. В-третьих, развитие обязательственно-правовых конструкций приводит к обогащению понимания категории услуги и возникающих договорных связей по поводу оказания правовых услуг. В-четвертых, деятельность по оказанию правовых услуг требует правового регулирования, основанного на использовании нормативных и ненормативных средств упорядочения складывающихся при этом отношений.

Объект и предмет исследования. Перечисленные выше факторы индивидуализируют и в научном, и в практическом смысле деятельность по оказанию правовых услуг, выделяют ее среди других объектов правового регулирования. Это дает основания взять деятельность по оказанию правовых услуг за объект, а правовое регулирование отношений, складывающиеся при осуществлении такой деятельности, за предмет исследования.

Цепь настоящего исследования состоит в выявлении проблем и особенностей правового регулирования деятельности по оказанию правовых услуг, а также специфики деятельности юрисконсультов; в оценке содержания действующего законодательства на предмет его адекватности для эффективного регулирующего воздействия на эти отношения, в выработке путей и способов его совершенствования; в сравнительном анализе правового регулирования деятельности по оказанию правовых услуг в России и в США по вопросам порядка осуществления такого рода деятельности, правовых форм ее организации, договорного регулирования правоотношений, ответственности и защиты прав участников.

Для достижения поставленной цели, в качестве основних задач выдвигаются: анализ феномена услуги и обязательств по оказанию услуг; выработка законодательного подхода к регулированию деятельности по оказанию правовых услуг; исследование организационных и договорных форм такой деятельности; выявление особенностей ответственности и способов защиты прав участников отношений, возникающих по поводу оказания правовых услуг.

Методологические и теоретические основы исследования. Для раскрытия темы исследования применялись общенаучные методы (гносеологический, исторический, диалектический, системно-структурный, формально-логический и метод сравнительного анализа), и частно-научные методы (сравнительно-правовой, технико-юридический). Теоретическую базу работы составили труды современных и дореволюционных ученых в области общей теории права, теории обязательственных правоотношений, работы, посвященные договорам по оказанию услуг; кроме того, использована зарубежная юридическая и экономическая литература. В основу работы легли труды таких ученых-правоведов, как М.И.Брагинский, А.П.Вершинин, В.В.Витрянский, Г.Дернбург, Б.Д.Завидов, Н.П.Индюков, О.С.Иоффе, А.Ю.Кабалкин, Ю.Х.Калмыков, А.В.Клигман, М.В.Кротов, К.К.Лебедев, М.В.Минц, В.Ф.Попондопуло, Б.И.Путинский, В.В.Ровный, Д.Н.Сафиуллин, Е.А.Суханов, И.В.Жерешевский, Г.Ф.Шершеневич, Е.Д.Шешенин и др. Работа выполнена на основе российского и зарубежного законодательства, в ней использованы материалы судебной практики, а также юридической практики субъектов, занятых оказанием правовых услуг.

Научная новизна работы заключается в том, что в диссертации впервые проведено комплексное исследование правового регулирования деятельности по оказанию правовых услуг, в ней содержательно обоснованы и сформулированы ряд теоретических положений, выводов и законодательных предложений по совершенствованию правового регулирования деятельности по оказанию правовых услуг.

На защиту выносятся следующие положення я выводы:

1. В экономическом смысле услуга это товар, подлежащий реализации путем обмена на стоимости, но, вместе с тем, обладающий особыми свойствами, и потому услуги рассматриваются в качестве самостоятельных объектов торговли. Услуга в правовом смысле выступает самостоятельным объектом гражданских обязательственных правоотношений, отличных от отношений, складывающихся по поводу передачи имущества и выполнения работ. В результате исследования характеристик услуги, дается понятие услуги как объекта гражданских прав: услуга это вид блага, служащий средством удовлетворения потребностей за счет осуществления деятельности (посредством совершения действий) одним субъектом, в полезных свойствах которой и состоит субъективный интерес другого субъекта и на которую у последнего возникает право требования.

2. Анализ развития обязательств, заключающихся в оказании услуг, позволяет сделать вывод о необходимости выделения договора по оказанию услуг в самостоятельный тип. Положения этого договора должны играть роль общих норм по отношению к видам договоров по оказанию услуг (поручения, комиссии, перевозки, хранения, страхования и т.д.), что и сформировало бы систему общих и специальных норм об обязательствах данного типа и, одновременно, определило бы место обязательств по оказанию услуг в системе гражданско-правовых обязательств.

3. Особенности деятельности по оказанию правовых услуг дают основания применить к ней разрешительный режим. В основу такого режима должен быть положен особый порядок приобретения права на занятие частной юридической практикой: аккредитация адвокатов, как субъектов конституционного института юридической помощи, и лицензирование иных лиц, занятых оказанием правовых услуг.

4. Цели деятельности по оказанию правовых услуг определяют ее правовой режим: предпринимательский или некоммерческий, которому корреспондируют соответствующие организационно-правовые и иные формы, среди которых особо выделяется организационно-правовая форма коллегий адвокатов как несовпадающая ни с одной из форм, предусмотренных законом. Предлагается, во-первых, признать на уровне закона коллегии адвокатов самостоятельной организационно-правовой формой некоммерческих организаций; во-вторых, установить для всех юридических лиц, занятых оказанием правовых услуг и созданных в любых организационно-правовых формах коммерческих и некоммерческих организаций, режим специальной правоспособности; в-третьих, распространить требования об аккредитации и лицензировании на учредителей этих лиц.

5. Договоры по оказанию правовых услуг служат правовой формой организации связей участников отношений, возникающих по поводу оказания правовых услуг. По таким основаниям, как характер обслуживаемых отношений, правовой режим субъектов деятельности по оказанию правовых услуг и содержание правовых услуг, приводится классификация охарактеризованных отношений. Среди обязательственно-правовых конструкций, способных опосредовать отношения по поводу оказания правовых услуг, выделяются договоры возмездного оказания услуг (как наиболее приемлемая и гибкая форма), поручения (для случаев представительства), агентирования (по типу поручения) и доверительного управления имуществом (в связи с правовой защитой объекта управления). Обосновывается вывод, что все виды договоров по оказанию правовых услуг объединяет фидуциарный, лично-доверительный характер возникающих юридически обязывающих связей, что проявляется в особенностях возникновения, изменения и прекращения правоотношений, в правах и обязанностях, ответственности сторон, в личном способе исполнения обязательств по оказанию правовых услуг.

6. Исследование оснований отказа юриста-услугодателя от заключения и исполнения договора приводит к выводу о существовании специального правомерного основания отказа конфликта интересов; раскрывается его сущность, обосновывается необходимость законодательного урегулирования данного вопроса, формулируются нормы о конфликте интересов: понятие, порядок преодоления, перечисляются основания для отказа в заключении и исполнении договора.

7. Выявление особенностей прав и обязанностей, ответственности сторон позволяет сделать вывод о том, что юрист- услугодатель является сильной стороной по договору, способной в большей степени влиять на его исполнение, стороной, на которую возлагается большее бремя обязанностей, в том числе, обязанностей, связанных с преимущественной возможностью определять характер и количество действий, необходимых для исполнения договора.

8. Как основание ответственности юриста-услугодателя признается вред, причиненный клиенту-услугополучателю в результате оказания правовых услуг. Предлагается толкование вреда, как причиненного жизни, здоровью, имуществу и повлекшего лишение или существенное нарушение имущественных и личных неимущественных прав физических или юридических лиц, или/и неправомерное возложение на них обязанностей; заключается, что целесообразно распространить правила об ответственности из причинения вреда и на услуги (равно как и товары, работы), используемые в предпринимательских целях.

9. Для полного восстановления нарушенного права клиента- услугополучателя для целей исчисления размера убытков необходимо исходить не только из цены, указанной в договоре, места и момента исполнения обязанности по возмещению убытков (предъявления иска, вынесения решения), но, одновременно, применению должны подлежать и правила о цене, обычно взимаемой за аналогичные услуги при сравнимых обстоятельствах, что позволит клиенту-услугополучателю обратиться к другим лицам за квалифицированной правовой услугой.

10. В целях реального восстановления материального положения клиента-услугополучателя, нарушенного в результате оказания правовой услуги, необходимо ввести обязательное страхование рисков профессиональной имущественной ответственности адвокатов и иных лиц, занятых оказанием правовых услуг, как составной части режима данного вида деятельности.

11. Основываясь на приведенном исследовании форм и содержания деятельности по оказанию правовых услуг, делается вывод о том, что такая деятельность должна стать самостоятельным объектом правового регулирования на уровне специального закона.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что работа подводит определенные итоги теоретических и практических знаний в области деятельности по оказанию правовых услуг. Работа рассчитана на внимание правоведов, в том числе, занятых практической юриспруденцией, в плане осмысления ими выводов работы, критической оценки ее результатов и применения их в практике заключения и исполнения договоров по оказанию правовых услуг и разрешении споров, а также, в смысле дальнейшего развития отношений, возникающих в процессе осуществления деятельности по оказанию правовых услуг, в целом. Выносимые на защиту положения, выводы и предложения могут быть использованы в целях совершенствования действующего законодательства при подготовке новых нормативных и методических документов. Содержание данного диссертационного исследования может составить базу для составления учебных программ и специальных курсов, практических занятий по соответствующим гражданско- и коммерческо-правовым дисциплинам, а также, быть предметом самостоятельного внимания специалистов.

Апробация работы. Исследование выполнено на кафедре коммерческого права СПбГУ, где проведены ее рецензирование и обсуждение. Ряд положений работы отражены в публикациях автора в специальных общероссийских и региональных правовых изданиях.

Структура работы. Работа состоит из введения, четырех глав и девяти параграфов, заключения и библиографического списка.

Услуга как экономическая и юридическая категория

На обыденном уровне принято отождествлять услуги с предоставлением какого-либо блага. В экономическом значении понятием услуги охватываются все отношения, возникающие по поводу потребления результатов непроизводительного труда и, с этой точки зрения, сущность услуги проявляется в "особой форме эквивалентного обмена результатов труда, квалифицируемого как "услуга", отличной і от формы обмена товаров, вещей" . В специальном же, юридическом смысле "услуга" это более узкое понятие. Так, с публично-правовых позиций услуга это вид экономической, направленной на создание благ, удовлетворение потребностей других лиц, за исключением деятельности, осуществляемой на основе трудовых отношений, и результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности. В частно-правовом смысле услуга предстает как объект гражданского права и, благодаря этому, отношения по оказанию услуги становятся предметом регулирования обязательственно-правовых норм и данная проблематика нашла отражение в трудах таких авторов, как, Е.Д.Шешениы, О.С.Иоффе, М.В.Кротов, А.Ю.Кабалкин, Н.П.Индюков и др. Причем, именно Е.Д.Шешениным услуга впервые была исследована как самостоятельное гражданско-правовое явление на уровне предмета обязательства по оказанию услуг. Монографическое исследование обязательств по оказанию услуг предпринял М.В.Кротов, рассмотрев широкий спектр проблем: от понятия услуги и анализа обязательственного правоотношения по оказанию услуг, до их классификации. В данной работе услуга будет рассматриваться как объект гражданских прав и как тип гражданско-правового обязательства.

Действующий Гражданский кодекс РФ относит услуги к числу объектов гражданских прав (ст. 128 ГК РФ), но, в отличие от иных в этом перечне объектов (например, ценных бумаг - ст.142 ГК РФ), не содержит их легального определения. Тем не менее, придавая услугам такой статус, законодатель уже этим проявляет свою принципиальную позицию по отношению к услугам. Кроме того, в ст.2 Гражданский кодекс РФ, давая понятие предпринимательской деятельности, включает в него тезис об оказании услуг лицами, ее осуществляющими.

Обнаруживает себя сложность понятия услуги. Статья 779 ГК РФ описывает услугу, вернее, предмет договорного обязательства по возмездному оказанию услуг, используя категории действие и деятельность (оказать услугу значит "совершить действия", wосуществить деятельность"). Выяснить сущность услуги можно через ее характеристику как некоего невещного экономического блага, которое вышло из расширившегося понятия вещи, сформировавшегося в римском праве, и которое стало обнимать не только телесные и предметы, но и действия других лиц: с развитием и усложнением экономического оборота удельный вес и значение таких неведных благ растет настолько, что юридико- технические абстракции даже начинают теснить телесные вещи (такое расширительное понимание вещей характерно и для зарубежной юридической науки).

Законодательство о лицах, занятых оказанием правовых услуг

Круг субъектов, занятых оказанием правовых услуг, ограничивается лицами, не обремененными, при этом, должностной, административной или иными обязанностями, служебной и иной подчиненностью, а именно: а) адвокатами и б) иными лицами -частнопрактикующими юристами и юридическими фирмами.

Являясь основным нормативным документом, регулирующим деятельность адвокатов, Положение об адвокатуре 1980 г. закрепляет, во-первых, статус учреждений адвокатуры - коллегий адвокатов и их органов, права и обязанности их членов (адвокатов), материальные, организационные и процессуальные гарантии их деятельности; во-вторых, определяет организационные формы деятельности адвокатов - юридические консультации; в-третьих, содержит открытый перечень видов юридической помощи гражданам и организациям, оказываемые адвокатами (в числе которых: дача консультаций, разъяснений и справок по юридическим вопросам, составление документов правового характера, осуществление представительства интересов гражданских истцов, ответчиков, потерпевших в судебно-арбитражных и иных органах, защита по уголовным делам, осуществление защиты в уголовном процессе по назначению за счет государства (ст.49 УПК), оказание бесплатной юридической помощи по определенным категориям дел и оказание юридической помощи по минимальным тарифам малоимущим гражданам) .

В основе законодательного регулирования деятельности адвокатуры в ее нынешнем состоянии лежат следующие концепции. Первое, задачей адвокатуры является оказание юридической помощи гражданам и организациям; это составляет ее предмет деятельности и, одновременно, ее публичную обязанность (ст.1 Положения об адвокатуре), не связанную, в отличие от суда и нотариата, с исполнением административных функций. Второе, состав адвокатуры формируется из лиц, добровольно вступивших и принятых в члены учреждений адвокатуры (коллегий адвокатов) - адвокатов, чья профессиональная деятельность как специалистов в области права заключается в оказании юридической помощи гражданам и организациям. Как следствие, - третье, - профессиональную адвокатскую деятельность может осуществлять только состоящий членом соответствующей коллегии адвокатов гражданин РФ, приобретая, тем самым, статус, позволяющий ему оказывать все виды юридической помощи во всех судах, государственных и иных органах и организациях на всей территории РФ и пользоваться предоставленными ему для этого правами. Четвертое, вступая в коллегию, адвокат подчиняет себя порядку контроля и нормам ответственности (дисциплинарной), существующим в коллегии. Пятое, государство, главным образом, в лице своего исполнительного органа - Министерства юстиции, оставляет за собой контрольные полномочия по вопросам деятельности адвокатуры посредством общего и методического руководства: устанавливает особенности порядка организации и деятельности коллегий адвокатов, порядок оплаты юридической помощи, дает согласие на создание новых коллегий, издает инструкции и рекомендации по этим вопросам и т.п. (ст.ст.3,31,32 Положения об адвокатуре).

Организационно-правовые и иные формы деятельности по оказанию правовых услуг

Правовой режим деятельности определяется целями, в ней заложенными, что, в свою очередь, обуславливает организационно-правовое положение субъекта. Если с позиции фискального законодательства, коммерческий или некоммерческий статус лица имеет принципиальное значение, то для кредитора-услугополучателя определяющим здесь будет вопрос о качестве предоставляемых услуг и пределах ответственности услугодателя, следовательно, организационно-правовая форма идет дальше внешнего упорядочения деятельности услугодателей, а воздействует и на область отношений, субъектами которой выступают юрист-услугодатель и клиент-услугополучатель.

На основании закона в режиме некоммерческой деятельности действуют адвокатские объединения - коллегии адвокатов, публичная функция которых обуславливает необходимость применения к ней режима деятельности, который не может зависеть от случайностей, подстерегающих любую иную частную деятельность, и само существование адвокатуры является гарантией осуществления лицами своего конституционного права на квалифицированную юридическую помощь. Иными словами, необходимость стабильности системы гарантированной статьей 48 Конституцией РФ юридической помощи (см. Главы I и II) заставляет применять к правовым услугам, оказываемым адвокатами (да и институту адвокатуры в целом) иной, нежели к другим субъектам частного права, правовой режим деятельности.

Деятельность адвокатов не относится к коммерческой и в силу ее содержания (выполнение конституционной обязанности), и в силу порядка распределения средств, поступающих от оплаты за оказание юридической помощи и правовых услуг, направляемых на оплату труда адвокатов, содержание юридических консультаций, на отчисления коллегиям и, следовательно, адвокат не извлекает прибыли из своей деятельности и режим его имущества иной, нежели у предпринимателя; кроме того, форма организации деятельности адвокатов и внутренняя структура также определена законом, соответственно, коллегии адвокатов и юридические консультации.

Посредством оказания правовых услуг может быть реализовано право лица на деятельность некоммерческого и предпринимательского характера - на предпринимательскую деятельность, систематически преследующую цель извлечения прибыли (или предпринимательского дохода) , которая представляет для субъекта таких отношений правовой услуги непосредственный защищаемый законом субъективный интерес. При оказании правовых услуг в режиме предпринимательской деятельности, по определению закона, для субъекта такая деятельность является самостоятельной, свободной, не обремененной ни публичной, ни общественной, ни служебной обязанностью, а представление и защита интересов третьих лиц составляют здесь предмет и содержание определенного вида предпринимательской деятельности, осуществляемой на свой риск, направленной на получение прибыли (предпринимательского дохода) , соглано п.1 ст.2 ГК РФ.

О дним из распространенных договоров является договор возмездного оказания услуг. Именно в эту правовую форму облекаются консультационные услуги, услуги, связанные с обучением, услуги связи, медицинские услуги и т.д. В целях бухгалтерского и налогового учета услуги принято группировать в соответствии с определенными критериями.

Заметим, что не всегда можно провести четкую грань между работой и услугой (как, например, в случае ремонта оборудования). В международной практике работы и услуги объединяются в одну обширную группу услуг, называемых деловыми. Налоговый кодекс устанавливает разницу между работами и услугами в целях налогообложения.

Работой признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации или физических лиц (п. 4 ст. 38 НК РФ). Услугой признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения и реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности (п. 5 ст. 38 НК РФ).

Обратите внимание: от того, как будет сформулирован предмет договора, зависит оформление документов, подтверждающих выполнение обязательств.

В соответствии с пунктом 1 статьи 702 Гражданского кодекса по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его. Выполненные подрядчиком работы должны иметь материальный результат , соответствие которого условиям договора удостоверяется заказчиком в акте приемки работ. В этом и заключается одно из существенных отличий выполнения работ от оказания услуг. Кроме того, согласно положениям статей 720-723 Гражданского кодекса оплата работ зависит от предоставления их результата, удовлетворяющего заказчика (в отличие от вознаграждения, которое выплачивается исполнителю независимо от достижения результата, нужного заказчику).

Заключив договор возмездного оказания услуг, исполнитель обязуется совершить определенные действия (осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется их оплатить (п. 1 ст. 779 ГК РФ).

Судебно-арбитражная практика

Как отметил ФАС Уральского округа в постановлении от 24.05.2004 г. № Ф09-1526/04-ГК, совершаемые исполнителем услуг действия не имеют материального результата, при этом оплачивается услуга как таковая, а не ее результат.

Очевидно, что между оплатой работ и оплатой услуг имеется существенная разница. При заключении договора подряда заказчика интересует исключительно материальный результат работ, а при приобретении услуг он заинтересован в совершении исполнителем определенных действий, поэтому подменять выполнение работ по договору подряда услугами производственного характера представляется неправильным.

Соответственно, в целях налогообложения реализацией признается:

  • по работам - передача результатов выполненных работ одним лицом другому лицу на возмездной основе, а в случаях, установленных Налоговым кодексом, и на безвозмездной основе;
  • по услугам - возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, установленных Налоговым кодексом, и на безвозмездной основе.

Общее законодательное регулирование отношений в данной области осуществляется Гражданским кодексом. Кроме него, отношения по возмездному оказанию услуг регулируются и другими нормативными актами, устанавливающими специальные требования к конкретным видам оказываемых услуг, например, Законом «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», постановлением Правительства «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» и т.д.

Сторонами договора могут быть как юридические, так и физические лица. Согласно статье 779 Гражданского кодекса по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. При этом, если иное не установлено соглашением сторон, то услуги должны быть оказаны исполнителем лично. В том случае, если исполнитель предполагает привлечение к работе каких-либо иных лиц, целесообразно данный момент прописать в договоре.

Согласно статье 421 Гражданского кодекса стороны свободны в заключении договора. При этом стороны могут заключить договор как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Также стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор) . К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

Но при составлении смешанных договоров следует помнить, что если в один договор входят элементы сделок, учет и оформление которых имеют свои особенности, следует четко и подробно разделить элементы, их стоимость и порядок оформления исполнения обязательств по каждому из разнородных элементов.

Пример 1

Если в договор на оказание консультационных услуг входят посреднические услуги с выделением стоимости, необходимо, кроме критериев и порядка сдачи-приемки консультационных услуг, предусмотреть критерии и порядок сдачи-приемки посреднических услуг и т.д.

В договоре на оказание услуг важно четко определить предмет договора и перечень оказываемых услуг . Например, если необходимо заключение договора на оказание консультационных услуг, то важно подробно указать, по каким темам и в каком объеме будут оказаны данные консультационные услуги.

Критерии установления качества оказанных услуг также должны быть четко определены в договоре или Приложениях.

По завершении договора, заключенного между организациями (предпринимателями), необходимо составить двусторонний акт, который будет подтверждать факт оказания услуг. Данный акт важен как для правильности ведения бухгалтерского учета, так и для доказывания обоснованности произведенных расходов и правильности исчисления налога на прибыль в случае возникновения спора с налоговыми органами.

Что вызывает особенный интерес у налоговиков?

Как показывает практика, договоры возмездного оказания услуг часто используются для незаконной «оптимизации» налогообложения. Суть способа состоит в составлении фиктивного договора оказания услуг для создания дополнительных расходов и уменьшения налога на прибыль на сумму данных расходов. Именно поэтому большая часть договоров оказания услуг становится объектом пристального внимания налоговых органов.

Некоторые услуги уже давно стали «красной тряпкой» для проверяющих:

  • юридические, консультационные услуги в сфере производства или управления производством, коммерческой деятельностью, финансами, кадровый консалтинг, маркетинг и прочее;
  • консалтинговые и маркетинговые услуги с «размытым» предметом договора, не позволяющим с достаточной степенью достоверности проверить их фактическое выполнение (так называемые «договоры ни о чем»);
  • услуги по управлению, ведению бухгалтерского и налогового учета, подготовке и сдаче отчетности, постановке и восстановлению бухучета, содействию в привлечении финансирования и прочее;
  • автотранспортные услуги, услуги по техническому обслуживанию автотранспорта (ЕНВД), пакетированию и переупаковке, услуги по складскому хранению, погрузочно-разгрузочные работы;
  • услуги, связанные с обслуживанием основных средств (по содержанию и эксплуатации, техническому обслуживанию основных средств, ремонту, мойке окон, уборке, плановым проверкам электрооборудования, абонентскому обслуживанию оргтехники);
  • услуги по предоставлению персонала;
  • различные работы, когда на внешнее предприятие выводятся отдельные (как правило, вспомогательные, начальные или завершающие) этапы технологического процесса основного предприятия. При этом исполнитель работает на давальческом сырье, материалах, комплектующих, зачастую с использованием других ресурсов основного предприятия;
  • посреднические (агентские, комиссионные) договоры на закупку всего необходимого для основного предприятия или реализацию его товаров (работ, услуг).

Поэтому при оформлении и учете договоров оказания услуг существует целый ряд специфических особенностей, о которых необходимо знать юристам, руководителям и бухгалтерам, чтобы избежать возможных претензий со стороны налоговых органов.

На данный момент самыми распространенными и в то же время сложными в оформлении и учете видами услуг, с которыми сталкивается практически каждое предприятие при осуществлении текущей финансово-хозяйственной деятельности, являются консультационные, консалтинговые, маркетинговые, услуги на исследование конъюнктуры рынка и т.п. услуги.

На что может повлиять термин или понятие?

Следует отметить, что мода на понятные только «посвященным» иностранные определения и термины в русской транскрипции приводит к тому, что в названиях и предметах официальных договоров в последнее время можно встретить самые причудливые лингвистические изыски. Причем наибольшее распространение этот феномен нашел именно в договорах на оказание возмездных услуг.

Однако заказчику такое словотворчество может сослужить плохую службу. Дело в том, что налоговые органы при решении вопроса о правомерности включения вознаграждения по договорам возмездного оказания услуг в расходы, уменьшающие налог на прибыль, руководствуются прежде всего официальными классификаторами. Об этом свидетельствуют разъяснения Минфина, ФНС и арбитражная практика. И очень трудно будет объяснить налоговому инспектору, что такое, например, коучинг или аутстаффинг и каким образом они отразились на увеличении прибыли предприятия.

Поэтому при оформлении первичных документов необходимо все-таки руководствоваться общепринятой классификацией, а еще лучше - видами услуг, четко и ясно поименованными в Налоговом кодексе . А «модные» названия оставить для рекламных проспектов.

Но если вдруг возникла потребность в применении экзотического названия, необходимо четко и подробно описать услуги в договоре таким образом, чтобы вопросов по их квалификации и направленности на повышение эффективности основной деятельности организации не возникало.

В Гражданском кодексе отсутствуют специальные нормы, регулирующие порядок заключения и оформления договора оказания консультационных (информационных), маркетинговых, услуг. Все указанные договоры регулируются общими положениями главы 39 Гражданского кодекса о возмездном оказании услуг.

Услуга считается оказанной по факту подписания акта приема-передачи. Практически же услуга является оказанной в момент ее потребления заказчиком. Необходимо учитывать, что пока заказчик может отказаться от данной услуги и не подписать акт, услуга не может считаться оказанной.

Доказать факт оказания (получения) консультационных услуг на практике бывает достаточно сложно, так как результаты не имеют материального выражения (в частности, устные консультации, «горячие линии» по телефону) и потребляются в момент оказания, однако в конечном счете стороны получают взаимную выгоду, поэтому оформление сопровождающих документов важно как для заказчика, так и для исполнителя.

Вместе с тем не всегда имеется возможность точно определить момент потребления услуги (например, письменный ответ был направлен заказчику, но сотрудник заказчика, задавший вопрос, его не получил). Во избежание этой неопределенности используются нормы, регулирующие порядок приемки подрядчиком результата выполненных работ. Для отражения консультационных услуг в бухгалтерском и налоговом учете основными документами являются договор и акт приема-передачи услуг.

Рекомендации по заключению и оформлению договоров на оказание услуг

При проведении налоговых проверок налоговые органы большое внимание уделяют анализу договоров на возмездное оказание услуг. Если ваш договор действительно реальный, судебные органы, скорее всего, подтвердят вашу правоту. Но зачем доводить дело до суда? Поэтому при заключении договора, во избежание споров с налоговыми органами, желательно учесть следующие рекомендации:

  • четко сформулировать предмет договора;

Пример 2

В договоре следует прописать не просто «маркетинговые исследования», а «анализ факторов, влияющих на потребительское поведение потенциальных покупателей».

  • как уже отмечалось, избегать в предмете договора неизвестных и редких терминов , не указанных в классификаторах, узкопрофессиональных терминов и понятий, не позволяющих четко определить характер и назначение оказываемых услуг;
  • предусмотреть в договоре выработку конкретных практических рекомендаций (по результатам исследования руководителю организации целесообразно издать приказ об использовании результатов маркетинговых исследований (консультационных услуг) в производственной деятельности);
  • указать в договоре необходимость применения специальных научных приемов , в том числе оригинальных методик или способов проведения маркетинга и обработки полученных данных, в результате которых будут получены требующиеся именно заказчику для принятия управленческих решений выводы, заключения и рекомендации по исследуемому кругу вопросов. Особенно это важно в договорах с высокой ценой услуг;
  • определить ответственность исполнителя за несвоевременное или неполное выполнение им своих обязанностей. Это будет свидетельствовать о серьезности ваших намерений;
  • определить четкие сроки оказания услуг (если исполнитель не укладывается, лучше потом продлять сроки дополнительными соглашениями). Но злоупотреблять этим не следует, нужно изначально грамотно планировать этапы производственного цикла и финансовые потоки;
  • разработать техническое задание (программу, концепцию) на проведение соответствующего маркетингового исследования или консультационных услуг или поручить составить такое ТЗ исполнителю (ТЗ утверждается заказчиком);
  • определить реальную цену услуг с учетом положений 40 статьи Налогового кодекса. В случае если цена слишком высокая по сравнению с аналогичными услугами других организаций, обосновать ее размер дополнительно (например, дополнительными квалификационными требованиями, спецификой бизнеса или особенностями технологических процессов и т.д.). Например, понятно, что услуга, оказанная гражданином, имеющим среднее образование и окончившим двухнедельные курсы бухучета, не может сравниться по стоимости с услугой, оказанной международной консалтинговой корпорацией - лидером на мировом рынке соответствующих услуг;
  • предусмотреть возможность отрицательных результатов исследований или консультаций;

Пример 3

В договоре можно указать, что затраты экономически оправданы, так как результаты позволили организации избежать убытков.

  • оформить отчетные документы. Содержание отчета исполнителя должно соответствовать размеру вознаграждения и включать выводы, которые необходимо учитывать при проведении маркетинговой политики и осуществлении хозяйственной деятельности. Желательно также приложить, например, таблицы, графики, диаграммы с информацией по районам, видам товара, торговым точкам, группам потребителей, контрагентам и конкурентам;
  • установить в договоре четкие критерии, по которым будет оцениваться качество и объем выполненных работ;
  • проверить качество выполненной работы. Обратите внимание: если информация представляет собой хаотичный набор необработанных сведений, взятых с различных сайтов сети Интернет (без привязки к специфике деятельности заказчика), и носит поверхностный характер, будет невозможно обосновать оплату таких результатов и их экономическую целесообразность (в целях налогового учета);
  • обосновать экономическую целесообразность заключения договора и связать его результат с деятельностью, направленной на получение дохода (выпуск нового вида товара, расширение рынка сбыта и т.п.). Здесь можно оформить приказ по результатам исследований, служебную записку соответствующего штатного специалиста (экономиста, маркетолога и т.п.), маркетинговую стратегию и т.п.

Акт приема-сдачи оказанных консультационных услуг

В альбомах унифицированных форм нет типовой формы акта приема-сдачи оказанных консультационных (информационных) услуг. По общим правилам, согласно пункту 2 статьи 9 закона от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ, первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты:

  • наименование документа;
  • дату составления документа;
  • наименование организации, от имени которой составлен документ;
  • содержание хозяйственной операции;
  • измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении.

Фактически стороны вправе составить такой акт в произвольной форме с отражением требуемых реквизитов согласно законодательству о бухгалтерском учете.

Судебно-арбитражная практика

Свернуть Показать

По мнению налогового органа, общество необоснованно включило в состав затрат расходы на информационно-консультационные услуги, предоставленные контрагентом, поскольку в актах выполненных работ не конкретизирован характер этих работ, нет полной информации о содержании хозяйственных операций. Суд не согласился с мнением налогового органа, указав, что представленные налогоплательщиком акты выполненных работ (услуг) имеют отсылку к соответствующим договорам, что позволяет определить содержание обязательства, поэтому суд правомерно признал доводы инспекции несостоятельными, а решение налогового органа в этой части недействительным (постановление ФАС Центрального округа от 26.02.2004 г. № А-62-2734/2003).

По мнению судебных органов, если налогоплательщик доказал, что спорная услуга фактически оказана и оплачена, формальные недочеты при оформлении документов не могут служить основанием для отказа в принятии затрат по таким договорам в качестве расходов, уменьшающих базу по налогу на прибыль.

Судебно-арбитражная практика

Свернуть Показать

По мнению инспекции, налогоплательщиком представлены акты приема-передачи работ (по договору на информационно-консультационное обслуживание) без содержания некоторых обязательных реквизитов:

  • не указаны измерители хозяйственной операции в натуральном выражении (количество переданной информации, оказанных работ);
  • не указаны измерители хозяйственной операции в денежном выражении (стоимость единицы переданной информации, оказанных услуг);
  • все три акта приема-сдачи работ имеют одинаковое содержание хозяйственных операций одного и того же отчетного периода.

Инспекция указала, что представленные налогоплательщиком акты приема-передачи работ не содержат некоторых обязательных реквизитов первичных учетных документов, предусмотренных статьей 9 закона «О бухгалтерском учете», при этом договор на оказание информационно-консультационных услуг также не позволяет определить объем переданной информации и стоимость единицы переданной информации.

Суд принял сторону налогоплательщика, установив, что договор на оказание информационно-консультативных услуг фактически исполнен, что подтверждается материалами дела и установлено судом. Оказание услуг выражено в проведении анализа расходов и доходов от аренды и в составлении бюджета налогоплательщика на три месяца.

При этом судами первой и апелляционной инстанций правомерно отмечено, что характер, объем и стоимость оказанных информационно-консультационных услуг указаны в актах приема-передачи, подписанных сторонами, в форме ссылки на договор, позволяющий определить содержание обязательства и включающий обязательные реквизиты (постановление ФАС Поволжского округа от 12.04.2005 г. № А65-16820/2004-СА1-19).

Но, несмотря на приведенную положительную судебную практику, с нашей точки зрения, следует все-таки прислушаться к мнению налоговых органов и не заставлять инспектора лишний раз придираться к вашим документам.

Поэтому во избежание претензий налоговых инспекторов желательно учитывать следующие требования при оформлении акта приема-передачи результатов консультационных, маркетинговых, консалтинговых и т.п. услуг. Акт приема-передачи результатов услуг (оригинал) должен быть подписан обеими сторонами договора и иметь следующие реквизиты:

  • ссылку на договор оказания услуг;
  • наименование юридических лиц и их представителей в соответствии с учредительными документами;
  • дату составления, дату (период) оказания услуг;
  • описание услуги (можно сослаться на конкретный пункт договора или соответствующих Приложений);
  • стоимость консультационной услуги;
  • наименование должностей лиц, подписавших документ;
  • подписи должностных лиц с расшифровкой фамилий и печати сторон (факсимильная подпись не допускается);
  • указание на отсутствие претензий заказчика к качеству услуг и согласие с выставленной суммой.

Очень часто проверяющие отмечают в качестве нарушения «невозможность четко идентифицировать, какие именно услуги были оказаны и приняты по акту». В связи с этим при использовании в актах сдачи-приемки услуг ссылок на договор данные ссылки должны быть точными и подробными, позволяющими четко и безошибочно идентифицировать оказанные услуги, их оплату и принятие к учету.

Нежелательно употреблять общие фразы типа «услуги по договору № 15 от 21.10.2006 г. оказаны в полном объеме, стороны претензий друг к другу не имеют». Как видно из приведенных выше примеров судебной практики, суды принимают ссылки на договор в описании услуг, но зачем опять-таки доводить до суда?

Если услуги по договору не разовые, а оказываются поэтапно или в соответствии с дополнительными соглашениями, при составлении каждого акта необходимо сослаться на соответствующие пункты договора или приложений, где упомянуты именно эти услуги.

Для упорядочения и упрощения учета платежей по договору в акте можно указать суммы, уже оплаченные по договору, даты и номера платежек. Если сумма причитается, ее также можно указать в акте: «Сумма к оплате: пятьдесят одна тысяча рублей».

Такое же требование предъявляется к счетам-фактурам. Текст в графе «Наименование оказанной услуги» должен полностью совпадать с формулировкой акта сдачи-приемки услуг. Если это невозможно, необходимо сослаться на соответствующий пункт акта.

Дополнительные документы к договору оказания услуг

Дополнительные соглашения к контракту или договору о виде (видах) услуг (если в тексте самого договора не указан вид услуги) составляются, когда возникает необходимость договориться о каких-либо условиях, не включенных в основной договор (например, о способе передачи результатов).

Если организация оказывает услуги иностранной компании, необходимы копии документов о государственной регистрации заказчика (покупателя услуг) - иностранного юридического лица - на территории Российской Федерации (в случае отсутствия регистрации его на территории РФ - учредительные документы данного иностранного юридического лица). Эти документы необходимы для подтверждения места фактического присутствия (или отсутствия) покупателя-заказчика на территории нашей страны, для установления места потребления консультационных услуг в целях правильного исчисления НДС (подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ).

В отдельных случаях по условиям договора с заказчиком представляются иные документы (оригиналы), подтверждающие оказание услуги, например, заключение аудиторской фирмы о достоверности отчетности. Налоговые интересы заказчика услуг будут лучше защищены, если кроме акта приема-передачи услуг будет оформлен подробный отчет о проделанной работе в рамках такого договора. Если в качестве первичного учетного документа используется другой документ, то к нему предъявляются все указанные требования.

На практике у фирмы, которая оказывает консультационные услуги, особо сложных вопросов по их налоговому и бухгалтерскому учету в связи со спецификой деятельности не возникает. Главное, что они должны принимать во внимание, - экономическую обоснованность затрат и принципы определения цены сделки в соответствии со статьей 40 Налогового кодекса.

Если маркетинговые исследования осуществляет подразделение налогоплательщика, например, отдел маркетинга, необходимо доказать необходимость выделения такой структуры, четко определить не только функции сотрудников, но порядок и форму представления результатов исследований (в штатном расписании, в должностных инструкциях).

В целях экономического обоснования расходов необходимо определить, каким образом результаты деятельности данного отдела используются в хозяйственной деятельности налогоплательщика и влияют на получение прибыли.

Гораздо больше вопросов возникает у фирм, получающих услуги. Связано это, как мы уже говорили, с тем, что недобросовестные фирмы в целях уменьшения налоговой базы и по налогу на прибыль, и по НДС часто используют договоры возмездного оказания услуг. Причем иногда доходит до смешного: налоговые органы при проверке обнаруживают, что великий консультант, учредитель и генеральный директор консалтингового агентства «Пуп-Консалтинг Плюс» господин Пупкин, получивший за высокопрофессиональный отчет по маркетинговому исследованию мирового рынка какого-нибудь редкого вида стального сплава на пятистах пятидесяти листах пару миллионов рублей, на самом деле - горький пропойца и безработный неудачник Пупкин из глухой деревни Кукуево, периодически задерживаемый местным участковым за кражу капусты у соседей и антиобщественное поведение. Как правило, при допросе выясняется, что он не только больше ста рублей за всю свою жизнь в руках не держал, но и о существовании стали, фирмы или заказчика и слыхом не слыхивал. Естественно, после этого налоговый орган признает договор фиктивным, заключенным для вида, налогоплательщика - недобросовестным, со всеми вытекающими последствиями.

Раньше суды, как ни странно, игнорировали подобные расследования, проведенные налоговыми органами по формальным признакам (нарушения процессуального характера). Но в последнее время они все чаще принимают сторону налоговых органов.

Кстати, следует отметить, что перекладывание бремени доказывания своей собственной добросовестности на налогоплательщика все чаще применяется судами и, к сожалению, становится сложившейся практикой. Это еще раз подчеркивает значение правильности оформления и учета первичных документов.


Услуга представляет собой итог непосредственного взаимодействия двух субъектов: заказчика (потребителя) и исполнителя. В качестве нее также признается результат собственной деятельности последнего, направленный на удовлетворение определенных нужд. В России существует несколько вариантов классификации полезной деятельности. Рассмотрим далее, какие сегодня существуют виды услуг.

Общая классификация

Деятельность человека воплощается в конкретных товарах или существует в качестве полезного эффекта от его работы. По данным критериям выделяют материальные и нематериальные виды услуг. К примеру, портной шьет одежду. Превращение материала в тот или иной предмет выступает в качестве услуги этого человека. Его деятельность, таким образом, является материальной, поскольку воплощается в конкретном изделии - одежде.

Одной из важнейших особенностей услуг, существующих сегодня, считается полезный эффект для потребителя. При этом такое действие оказывает и живой труд, и работа, овеществленная в конкретном продукте. Это, собственно, и определяет принципиальное назначение всей сферы обслуживания. Оно, в частности, состоит в формировании комфортных условий для людей во время отдыха, в транспорте, в общественном или ином месте. Полезным эффектом деятельности выступает комплекс свойств услуги, которые направлены непосредственно на удовлетворение тех либо других человеческих нужд.

Экономические типы

В современных условиях существуют нерыночные и рыночные виды услуг. Последние оказываются за определенную плату. Цены на такую деятельность устанавливаются так, чтобы исполнитель не только смог покрыть понесенные издержки, но и получить доход. Рыночные виды услуг, таким образом, приравниваются к продукции и выступают в качестве объекта сделки. Нерыночная деятельность осуществляется безвозмездно. Обычно, они имеют социально-ориентированный характер. Их финансирование осуществляется за счет бюджета или средств общественных организаций (профсоюзов, партий и прочих). Потребителями таких услуг выступают или домашние хозяйства, или все общество в целом.

Важный момент

Следует отметить, что почти все существующие виды услуг можно оказывать как платно (полностью или частично), так и безвозмездно. В качестве исключения вступает деятельность органов управления (в том числе, правоохранительных и оборонных учреждений), благотворительных организаций и церкви. Услуги этих субъектов оказываются всегда безвозмездно. Сегодня, в соответствии с рекомендацией Статистической комиссии при ООН, в качестве платной признается любая деятельность, которая предлагается по экономически значимой стоимости.

Рыночные типы

В современной экономической системе большое внимание уделяется статистическому анализу и прогнозированию. Для наиболее успешного осуществления этой деятельности необходимо осуществлять правильное сегментирование рынка. При решении данной задачи целесообразно применять следующую классификацию платной полезной деятельности людей:


Покупательская способность

В качестве важнейшего фактора, который нужно учесть в процессе исследования платной полезной деятельности в России, выступает распределение населения по величине среднедушевого дохода. От его размера (при других равных условиях) напрямую зависит объем и структура расходов на платные услуги. По статистическим данным, малообеспеченные граждане отказываются от 5, 6 и 7 группы. Более того, ввиду отсутствия необходимых средств, они не могут позволить в полной мере использовать предложения 1-4 категорий. Таким образом, не имея возможности заплатить за коммунальные услуги, например, население накапливает долги.

Особенности сегментации рынка

В теории у каждого гражданина страны есть возможность приобрести любую услугу от первой до седьмой группы. В этой связи все население страны может рассматриваться в качестве совокупности клиентов, которые подлежат сегментации. Но данную процедуру нельзя провести по всему рынку в целом. Ее следует осуществлять относительно каждой группы отдельно. При этом величина сегментов в том или другом случае будет отличаться. К примеру, на рынке жилья отсутствует недвижимость, которая принадлежит собственникам. Поэтому сегментация осуществляется среди пользователей наемных площадей, за которые граждане выплачивают квартплату, и арендованных помещений. Рынок платного обслуживания жилья необходимо отличать от сектора собственной недвижимости, где производится купля-продажа. Последний функционирует по иным законам товарооборота.

Платные транспортные услуги не распространяются на некоторые категории граждан. В их число, в частности, входят те, кто имеет право бесплатного проезда (инвалиды, пенсионеры, сотрудники полиции и прочие). Сектор международного туризма привлекает преимущественно население с высоким доходом. Его часть составляет меньше 10% от общей численности граждан страны.

Значимость и массовость

Наиболее важными сегодня считаются:

  1. Бытовые услуги.
  2. Пассажирские перевозки.
  3. Связь.
  4. Содержание детей в дошкольных и школьных учреждениях.
  5. Медицинские услуги.
  6. Оздоровление и санаторно-курортное лечение.
  7. Спорт и физическая культура.
  8. Юридические услуги.
  9. Финансовое обслуживание.
  10. Туристско-экскурсионная сфера.
  11. Научная сфера.

В приведенном перечне услуги расположены по степени убывания приоритетности для населения. Это указывает на то, что первые две группы обладают меньшей эластичностью от размера покупательской способности граждан.

Бытовая сфера

В каждой группе потребителям предлагается определенный ассортимент. Бытовые услуги включают в себя:

  • Индивидуальный пошив и ремонт одежды и обуви.
  • Ритуальные услуги.
  • Ремонт бытовой техники, радиоэлектронной аппаратуры.
  • Вязку и пошив трикотажных изделий.
  • Изготовление и ремонт ювелирных изделий и прочие.

Описание

Для каждой группы предусматривается определенная характеристика, по которой потребитель оценивает ее значимость:

  1. Сфера ЖКХ предполагает предоставление услуг по ремонту оборудования и жилых помещений, выделение наемных и арендуемых площадей. К этой же категории относят стоимость газа, электроэнергии, отопления, канализации, воды и прочего.
  2. Жилищные услуги. Они включают в себя непосредственно получение наемных площадей, за которые граждане отчисляют квартплату.
  3. Коммунальная сфера. Она предполагает снабжение газом, электроэнергией, теплом, телефоном, водой, санитарную очистку и так далее.
  4. Бытовая сфера включает в себя довольно обширный спектр деятельности - от ремонта и пошива обуви и предметов одежды до фотоателье и пунктов проката.
  5. Пассажирские перевозки предполагают использование городского, междугородного, международного транспорта для перемещения населения и багажа. К ним также относят и сопутствующую деятельность определенных учреждений: продажу билетов кассами, комнаты отдыха на вокзалах и прочее.
  6. Предоставление услуг культурного характера осуществляется театрами, кинозалами, библиотеками, филармониями, клубами и так далее.
  7. Дошкольные учреждения включают в себя ясли, дома ребенка, детские сады.
  8. Платные образовательные и медицинские услуги предполагают деятельность частных клиник и учебных заведений, репетиторство и пр.
  9. Туристско-экскурсионная сфера предлагает прием и сопровождение зарубежных и российских туристов, в том числе оформление необходимой документации, размещение, питание, деловую, развлекательную программу.
  10. Финансовые организации осуществляют как бесплатную, так и платную полезную деятельность. К первой относят открытие и ведение счета, депозиты, ко второй - обмен валюты, хранение ценностей, аренду сейфов и пр.
  11. Правовые услуги оказывают охранные фирмы, нотариусы, адвокаты и прочие.

Стабильность рынка

Сфера некоторых услуг, к примеру, бытовых, зависит от уровня приоритетности тех или иных их видов. Стабильность рынка отмечается среди технически сложной деятельности, которую практически невозможно осуществлять в домашних условиях (ремонт автобуса, громоздкой техники и пр.). Большим колебаниям подвергается рынок тех услуг, которые можно оказать на дому. К ним, например, относят ремонт обуви и одежды, парикмахерские, прачечные.

Нематериальная деятельность

Она выступает в качестве особого объекта статистического исследования. При расчетах в категорию платной нематериальной деятельности включены услуги:

  • Бытового характера.
  • Транспорта и связи.
  • Дошкольных учреждений.
  • Спортивных и физкультурных объединений.
  • Правовых компаний.
  • Страховых, финансовых фирм и пр.

На настоящий момент в РФ действует Классификатор услуг, утвержденный 1 января 1994 года.

Государственные услуги

Они включаются в отдельную категорию. Эта деятельность осуществляется по запросам заявителей в рамках полномочий, установленных нормативными актами РФ и субъектов для соответствующих структур. Государственные услуги оказывают:

  1. Правительство России.
  2. Внебюджетный фонд.
  3. Исполнительные структуры регионов РФ.

Данная деятельность осуществляется в соответствии с функциями, которые определены для указанных субъектов в Конституции страны, федеральных и региональных законах.

Понятия товара работы и услуги содержатся и в гражданском законодательстве и в налоговом законодательстве. Услуги полезные действия предпринимателя услугодателя исполнителя удовлетворяющие потребности кредиторов заказчиков клиентов как таковые не создающие овеществленного результата который оставался бы в распоряжении клиента и обладал бы качествами самостоятельного объекта гражданских прав...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

10648. Услуги как вид деятельности. Правовое регулирование возмездного оказания услуг 19.48 KB
Тема: Услуги как вид деятельности. Правовое регулирование возмездного оказания услуг Тема: Услуги как вид деятельности. Правовое регулирование возмездного оказания услуг 1. Услуги как вид деятельности.
12300. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОКАЗАНИЮ ЭКСПЕРТНЫХ УСЛУГ ООО НЕЗАВИСИМАЯ ЭКСПЕРТИЗА «ПРИНЦИП» В ГРУППЕ ОБУВНЫХ ТОВАРОВ 12.4 MB
Определить факторы формирующие качество кожаной обуви дать описание объектам и методам исследования провести анализ заключений эксперта ООО Независимой экспертизы Принцип В дипломной работе в главе Литературный обзор рассмотрены и проанализированы современные теоретические данные в области обувных товаров. Изучены факторы определяющие качество и безопасность обуви. Классификация и ассортимент обуви. Факторы формирующие качество обуви...
3128. Правовое регулирование предоставления услуг средств размещения в РФ 37.45 KB
Правовое регулирование предоставления услуг средств размещения в РФ. Правовое регулирование оказания услуг по организации проживания туристов. Постановления Правительства РФ касающиеся вопросов оказания основных видов туристских услуг. Правила предоставления гостиничных услуг в РФ.
3116. Правовое регулирование оказания услуг общественного питания в РФ 17.36 KB
Правовое регулирование оказания услуг общественного питания в РФ. Нормативноправовая база оказания услуг общественного питания в РФ. Правила оказания услуг общественного питания. Это обеспечивается прежде всего изменением технологий переработки продуктов питания развитием коммуникаций средств доставки продукции и сырья интенсификацией многих производственных процессов.
729. Гражданско-правовое регулирование порядка заключения и исполнения договора на выполнение проектных и изыскательских работ 40.42 KB
Общая характеристика договора на выполнение проектных и изыскательских работ. Общие отличия и специфика договора на выполнение проектных и изыскательских работ. Краткая характеристика и особенности договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ. Гражданско-правовое регулирование порядка заключения и исполнения договора на выполнение проектных и изыскательских работ.
10413. Правовое регулирование отношений, связанных с монополистической деятельностью и недобросовестной конкуренцией на рынках ценных бумаг и финансовых услуг 8.23 KB
Правовое регулирование отношений связанных с монополистической деятельностью и недобросовестной конкуренцией на рынках ценных бумаг и финансовых услуг Отношения связанные с монополистической деятельностью и недобросовестной конкуренцией на рынках ценных бумаг и финансовых услуг регулируются следующими законодательными актами: Законом О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках...
4130. Правовое регулирование внешнеторговой деятельности 55.7 KB
Реформы, проводимые в России, показали, что отказ от рычагов государственного воздействия на экономику оказался необоснованным. Состояние российской государственности характеризуется тем, что экономика от административно-командной системы освободилась, а формы и методы воздействия государства на субъекты рынка еще только создаются.
6043. Правовое регулирование сервисной деятельности 48.92 KB
Лицензирующие органы имеют право: проводить проверки деятельности лицензиата на предмет соответствия лицензионным требованиям и условиям осуществляемой лицензиатом деятельности; запрашивать и получать от лицензиата необходимые объяснения и справки по вопросам возникающим при проведении проверок; составлять на основании результатов проверок акты протоколы с указанием конкретных нарушений; выносить решения обязывающие лицензиата устранять выявленные нарушения устанавливать сроки устранения таких нарушений;выносить предупреждение лицензиату;...
3210. Международно-правовое регулирование туристской деятельности 34.58 KB
Хартия туризма. Глобальный кодекс этики туризма. Двусторонние договоры и соглашения государств в области туризма. Соглашение о сотрудничестве в области туризма заключенное в рамках СНГ.
18559. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в Республике Казахстан 104.3 KB
Деятельность предпринимателя направлена на получение прибыли, на получение имущественных благ. В этом случае можно говорить о возможном коммерческом риске, возможных неблагоприятных имущественных последствиях деятельности предпринимателя (обусловленных как упущениями в работе, так и связанных с ненадлежащим исполнением своих обязательств).

Оказание услуг без регистрации ИП по общему правилу представляет собой не что иное, как незаконную предпринимательскую деятельность (далее — ПД). Существуют ли исключения из этого правила, каковы последние изменения в законодательстве на этот счет, а также о понятии самозанятых граждан читайте в нашей статье.

Понятие законной предпринимательской деятельности

  • Самостоятельность. Это означает, что предприниматель организует свою деятельность по собственному разумению, самостоятельно и независимо ни от кого определяет стратегию развития собственного бизнеса.
  • Рисковый характер. Выражается в том, что предприниматель не имеет никаких гарантий успешности своего бизнеса, рискует своими усилиями и денежными средствами.
  • Цель ПД — получение прибыли. При этом отсутствие дохода не означает, что деятельность не является предпринимательской, то есть наличие результата в виде дохода не относится к признакам ПД.
  • ПД связана с продажей товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
  • Систематичность. Означает, что ПД осуществляется не разово, а на постоянной основе, регулярно.
  • Государственная регистрация в качестве ИП. Это условие должно соблюдаться для осуществления ПД на законных основаниях.

Занятие ПД лицом, не приобретшим статус ИП в установленном законом порядке, относится к одному из видов незаконной предпринимательской деятельности (ст. 14.1 КоАП РФ, п. 1 ст. 171 УК РФ).

Понятие и правовой статус самозанятого гражданина

Большой общественный резонанс вызвали изменения, внесенные в ст. 2 и 23 ГК РФ в июле 2017 года (см. закон «О внесении изменений…» от 26.07.2017 № 199-ФЗ), а также в п. 7.3 ст. 83 и п. 70 ст. 217 Налогового кодекса РФ (см. закон «О внесении изменений… » от 30.11.2016 № 401-ФЗ). Данные поправки вносились с целью узаконить бизнес без регистрации ИП и вывести из тени так называемых самозанятых граждан, то есть граждан, чья деятельность заключается в оказании различного рода услуг населению в частном порядке и которые фактически занимаются незаконной ПД.

Согласно вновь введенному абз. 2 ст. 23 ГК РФ в отношении отдельных видов ПД законом могут быть предусмотрены условия осуществления гражданами такой деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Однако данная норма на сегодняшний день фактически является недействующей, так как до сих пор не получила какого-либо развития в других законодательных актах, в том числе в части установления условий занятия ПД без регистрации. Более того, формулировка этой нормы делает весьма условной грань между законным и незаконным предпринимательством.

Понятия самозанятого гражданина в ГК РФ также нет. Его правовой статус не определен, равно как и не установлен перечень тех видов деятельности, которые могли бы по замыслу законодателя осуществляться без обязательной регистрации ИП.

Режим налогообложения самозанятых граждан

П. 70 ст. 217 и п. 3 ст. 422 НК РФ устанавливают налоговые каникулы по НДФЛ и страховым взносам на 2017-2018 годы для граждан, не являющихся ИП. Правило работает только при условии подачи самостоятельно трудящимися гражданами уведомления об осуществлении ими деятельности по оказанию услуг физическому лицу для личных, домашних и (или) иных подобных нужд. Заявление подается гражданином по форме, утвержденной приказом Минфина РФ от 31.03.2017 № ММВ-7-14/270@.

К числу видов деятельности, для которых НК РФ устанавливаются налоговые льготы, законодатель относит всего 3:

  • оказание услуг по присмотру за детьми и другими нетрудоспособными гражданами (то есть услуг няни, сиделки);
  • оказание услуг по репетиторству (обучению различным дисциплинам);
  • оказание услуг по ведению домашнего хозяйства, уборке помещений.

Сложно сказать, чем именно руководствовался законодатель, выбирая из большого перечня видов деятельности без регистрации ИП именно эти. Вероятно, основным критерием послужила их наибольшая распространенность на всей территории РФ и востребованность населением.

Возможность расширить этот перечень с учетом особенностей региона законодатель предоставляет субъектам РФ. Они вправе законом установить иные виды деятельности для личных, домашних и иных подобных нужд, осуществляя которые граждане могут рассчитывать на налоговые преимущества.

Виды деятельности, установленные субъектами РФ

На сегодняшний день только некоторые из субъектов РФ воспользовались своим правом установить дополнительные перечни видов деятельности, осуществляя которые граждане могут быть освобождены от налогообложения. Среди них Кемеровская, Амурская, Рязанская, Свердловская области, Республика Тыва. Формируя указанные перечни, законодатели субъектов РФ исходили по большей части из актуальности и востребованности устанавливаемых видов деятельности на их территории, а также особенностей региона.

Например:

  • в законе Амурской области «О видах услуг для личных, домашних и (или) иных подобных нужд…» от 05.10.2017 № 119-ОЗ указаны такие виды занятости, как вспашка огородов, выпас скота, распиловка дров;
  • в законе Республики Тыва «О дополнительных видах услуг…» от 27.06.2017 № 291-ЗРТ — стрижка овец, ремонт одежды.

Более широкие списки утверждены законами Кемеровской области «Об установлении видов услуг…» от 24.07.2017 № 67-ОЗ и Рязанской области «О дополнительных видах услуг для личных, домашних и (или) иных подобных нужд…» от 03.11.2017 № 77-ОЗ.

Здесь можно увидеть такие виды занятости, как:

  • парикмахерские услуги;
  • услуги по маникюру и педикюру на дому;
  • ремонт компьютеров и автомобилей;
  • пошив и ремонт одежды и обуви;
  • услуги фотографа;
  • услуги организатора свадеб и др.

Отличия самозанятости от предпринимательской деятельности

Попытка законодателя ввести новый правовой режим самозанятого гражданина поставила главный вопрос: в чем отличие такого гражданина от ИП? Попробуем разобраться, составив таблицу.

Критерий для сравнения

Самозанятость

Предпринимательская деятельность

Деятельность

Оказание услуг для личных, домашних и иных подобных целей.

Должны быть установлены конкретные виды деятельности, которыми можно заниматься без регистрации ИП. На сегодня установлены только виды деятельности, осуществляя которые гражданин может получить освобождение от уплаты налогов

Любая деятельность, связанная с продажей товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не запрещенная законом

Характер деятельности

Самостоятельная, как правило, основанная на личных умениях, направленная на получение прибыли, самообеспечение. Может быть как систематической, так и нерегулярной

Систематическая, самостоятельная, направленная на получение прибыли

Наемный труд

Работает лично, без использования труда наемных работников

Может использоваться наемный труд

Регистрация

Для получения налоговых льгот необходимо подать уведомление в налоговую инспекцию

Обязательна госрегистрация в качестве ИП

Потребитель

Потребителями услуг являются физические лица, лично заинтересованные в результате услуги

Потребителями является широкий, неопределенный круг лиц

Ведется, как правило, на дому, без аренды помещения

Как правило, осуществляется с использованием арендованного помещения

ФНС России обращает внимание, что к самозанятым и освобожденным от НДФЛ не относятся:

  • иностранные граждане, осуществляющие трудовую деятельность по найму у физических лиц для личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью;
  • иностранные граждане, осуществляющие трудовую деятельность по найму в организациях или у индивидуальных предпринимателей, а также у занимающихся частной практикой нотариусов, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, и других лиц, занимающихся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой.

Проблемы правового регулирования бизнеса без регистрации ИП

Проанализировав действующее законодательство по данному вопросу, можно обозначить следующие проблемы правового регулирования:

  1. Изменения, внесенные в ст. 2 и 23 ГК РФ, фактически не действуют, так как содержат отсылочные нормы на случаи, которые на сегодняшний день законом не предусмотрены. Для создания целостного правового статуса самозанятых граждан необходимо внести ряд изменений в другие законодательные акты.
  2. Законом не установлен перечень видов деятельности для личных, домашних и иных подобных нужд, которые могут осуществляться гражданами без регистрации ИП. Установленный в п. 70 ст. 217 НК РФ список, равно как и перечни, утвержденные законами субъектов РФ, касаются только освобождения от уплаты НДФЛ. В связи с этим возникает сложность с определением правового статуса таких граждан.

Таким образом, действующее законодательство на данный момент находится в самом начале пути по определению правового статуса граждан, оказывающих населению различного рода услуги в индивидуальном порядке. Нормы Налогового кодекса, позволяющие не платить НДФЛ и страховые взносы с доходов таких граждан, носят временный характер, а правило ГК РФ о допустимости ведения ИП без регистрации фактически неработоспособно, поскольку не конкретизировано специальными законами.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: