Семья. Брак и семья: разграничение понятий Семья и брак егэ

Предмет: обществознание 10 класс

Тема: «Семья - как социальная группа».

Цель:

    Систематизировать знания обучающихся о социальной роли, нормы, ценности семьи, межличностные отношения в семье, этика семейных отношений, семейный долг, забота о членах семьи.

    Развивать интерес к предмету. Подвести к выводу о функциях семьи как социального института и малой группы, раскрыть причины кризиса семьи в современном обществе и путях его преодоления;

    Продолжить формирование умений анализировать учебный материал, делать выводы на основе полученных знаний, собирать, накапливать, хранить, обрабатывать и передавать полученную информацию

Оборудование: учебник, наглядности, раздаточный материал.

Тип урока: изучение нового материала

Методы: проблемный, частично - поисковый или эвристический, частично – исследовательский

Средства обучения:

1.Учебник:
2. Интерактивная доска.
3. Презентация
4. Материалы СМИ и Интернет ресурсов.

План урока

    Организационный момент

    Подготовка к изучению нового материала.

    Изучение

    Проверка понимания

    Закрепление.

    Итоги урока

Ход урока:

    Орг момент: Постановка темы, целей и плана урока.

Учитель активизирует внимание детей: мы сегодня должны выяснить

Изучение

Эпиграф урока(на доске): « Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» . (Л. Н. Толстой)

Учитель ставит проблему: «Как помочь молодой семье?»

Семья – основанная на браке и (или) кровном родстве малая социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной ответственностью, взаимопомощью, неповторимым набором эмоциональных отношений.

Брак – социальный институт, представляющий собой совокупность норм, стандартизированных образцов поведения, регулирующих взаимные права и обязанности супругов, отношений между мужчиной и женщиной, родителями и детьми.

Виды браков: моногамия – союз женщины и мужчины, полигамия -многоженство.

Типы семей: полная, неполная, расширенная

Игра: На консультацию к юристу

Решение задач и повторим из курса 9 класса о Правовой основе семьи.

1. Родители гражданки М. путем шантажа и угроз заставили гражданина Б. вступить в брак с их дочерью. Считается ли брак законным? Ответ обоснуйте.

2. В период брака Сергей создал свою фирму. Во время бракоразводного процесса Ирина, его супруга, поставила вопрос о разделе имущества, в том числе и фирмы, принадлежащей Сергею. Тот возражал, ссылаясь на то, что Ирина во время брака не работала и занималась только ведением домашнего хозяйства. Правомерны ли требования Ирины?

3. Ермек до вступления в брак купил дом в деревне. Находясь в браке, построил гараж, купил машину, приобрел мебель. Что является личным имуществом Ермека, а что - совместным имуществом супругов?

4. Гражданин Д. 1996 года рождения и гражданка С. 1997 года рождения решили вступить в брак, но в регистрации им отказали. Обоснован ли отказ?

Вывод: Вы успешно справились с решением задач, мы повторили правовые основы семьи. Брак нужно обязательно регистрировать в органах ЗАГСа, знать свои права в случае развода.

Логическая минутка (разгадывание загадок)

1. В дружной, большой и счастливой семье – у братьев семерых есть по сестре. Подберите к замочку отмычку - сколько в этой семейке сестричек? (одна)

2. Два отца и два сына купили три апельсина. Каждому один достался, никто без фрукта не остался. Как могло такое быть? Как смогли так поделить? (апельсины покупали дед3, отец и сын).

Функции семьи: каждая удовлетворяет индивидуальные и общественные потребности

Специфические:

    Репродуктивная

    Воспитательная

    Экономическая защищенность

Посмотрите на схему 10 какие удовлетворяет индивидуальные и общественные потребности

«Решение проблемных ситуаций.

Взаимоотношения в семье. Воспитание в семье.

Ситуация 1. Мать просит сына вынести мусор. Тот не реагирует, продолжает смотреть телевизор. Когда в дверях появляется отец, сын вскакивает и выносит мусор. Как чувствовала себя мама? Что вы думаете в такой момент?

Ситуация 2.

В кино, что ль, собралась? Я - то знаю с кем. – говорит родитель

А что, нельзя?

А ты знаешь, чем такие прогулки заканчиваются?

Как чувствует себя дочь? Какой выход из ситуации предложите вы?

Вывод: Умение общаться – одна из главных особенностей семейного воспитания. Мы должны научиться понимать своих родных, набраться терпения, делить обязанности поровну. Нужно стать на позицию родителей, понять их и прислушаться к их аргументам.

Неспецифические:

    Экономическая

    Первично-социальный контроль

    Социально-статусный

    Духовное общение

    Эмоциально-психологическая

    Досуговая

В современной семье произошли изменения в брачно-семейных отношениях. Самая распространенная форма современной семьи это нуклеарная семья (родители и дети на их иждивении)

Выделите из функций те, которые играют особую роль по вашему мнению-

    Морально- правовые

    личностные

Для государства и общества в целом главное - предоставить возможность наилучшим образом выполнить свои функции

Проект на тему: «Как помочь молодой семье?»

Проблемы в обществе:

Сложная демографическая ситуация определяется кризисом института семьи Наметилась тенденция сокращения детей в семье Увеличивается число незарегистрированных браков Сокращается число зарегистрированных браков Смертность по-прежнему превышает рождаемость, но намечается тенденция снижения смертности и повышения рождаемости. Основной возраст матерей от 18 до 30 лет После свадьбы молодые семьи сталкиваются со многими проблемами. Многие отметили, что основная проблема - это проблема, связанная с жильем и немногие семьи могут позволить себе купить собственную квартиру. Программа ипотечного кредитования вовсе не эффективна, т.к. этой суммы не достаточно для покупки жилья, а дополнительных средств у молодых семей нет. Так же даже те кто берут эти кредиты не всегда могут их выплачивать. Следующая проблема - это ребенок. Многие и хотели бы его иметь, ведь дети способствуют укреплению семьи, но неуверенность в будущем и отсутствие поддержки от государства рождают страх о том смогут ли родители обеспечить малыша. Конечно, государство предпринимает действия для улучшения демографического положения в стране, выдавая матерям пособия как единовременные так и по достижению ребенка 1 года, но в большинстве случаев это вновь оказывается неэффективным. Существует проблема взаимопонимания, между супругами, а так же с родителями Так же большой проблемой является трудоустройство и получение образования

Решение:

1. Жилищную программу, которая обеспечивает льготным жильём семьи, планирующие от двух-трёх и более детей.

2. Повысить денежные пособия на детей

3. Создать программу льготного налогообложения для молодых семей.

4. Создать службу по трудоустройству и переквалификации молодых специалистов с целью помочь молодым супругам найти работу.

5. Сделать молодую семью более защищённой ячейкой общества (предоставить возможность государственного страхования на случай безработицы для погашения кредита)

6. Обязать работодателя предоставлять «Родительское время

7. Ввести в школе курс «Основы семейной жизни» для учащихся старших классов.

8. Создать службу психологической помощи и поддержки семьи.

9. Развивать систему дошкольных учреждений.

Вывод: Семья как социальный институт общества не утратит своего значения, сохранит свою ценность и значимость в жизни людей. Поэтому, вступление в брак, создание семьи, рождение и воспитание детей лично для каждого человека будет по-прежнему иметь огромное значение.

IV. Рефлексия.

О чем узнали на уроке? Вам понравился урок? Что именно понравилось?

Учитель: Корни добра и нравственности рождаются и прорастают в семье. У истоков стоят родители. От того, как они относятся к женщине - матери, к жене, к дочери будет зависеть будущее детей, что они смогут взять положительного из своих семей

Вернемся к эпиграфу урока. Как вы понимаете слова Толстого? Что вы взяли хорошего из сегодняшнего урока?

Домашнее задание: написать эссе-размышление: «Какой я вижу свою будущую семью» или « Семья – это кристалл общества » (В. Гюго)

Учитель: В заключении хочу напомнить вам всенародную мудрость, что человек сам творец своего счастья. Чтобы построить семью, обрести свое счастье, дать его любимому человеку, нужен постоянный и неустанный труд «души».

Подготовила учитель истории Клышева Айнамгуль Каматаевна

ГУ «Борис-Романовская средняя школа» акимата Костанайского района Костанайской области.

ГБОУ СПО РО ОАТТ Рожина Валентина Сергеевна

Слайд 2

Семья – основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью.

Слайд 3

Брак-это равноправный, добровольный союз мужчины и женщины, заключенный с соблюдением порядка и условий, предусмотренных законом, имеющий целью создание семьи и порождающий для супругов взаимные личные и имущественые права и обязанности

Слайд 4

Функции семьи:

  • репродуктивная (детородная) - воспроизводство потомства - главная функция семьи;
  • воспитательная - первичная социализация детей, их воспитание, поддержание воспроизводства культурных ценностей;
  • хозяйственно-бытовая - ведение домашнего хозяйства, уход за детьми и престарелыми членами семьи;
  • экономическая - материальная поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи;
  • функция первичного социального контроля - регламентация моральной ответственности в отношениях между членам и семьи:
  • духовно-нравственная - развитие личности каждого члена семьи;
  • социально-статусная - предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;
  • досуговая - организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;
  • эмоциональная - оказание психологической поддержки членам семьи.
  • Слайд 5

    Жизненный цикл семьи:

    • вступление в первый брак - образование семьи;
    • начало деторождения - рождение первого ребенка;
    • окончание деторождения - рождение последнего ребенка;
    • «пустое гнездо» - вступление в брак и выделение из родительской семьи последнего ребенка;
    • прекращение существования семьи - смерть одного из супругов.
  • Слайд 6

    Типы семейной организации.

    В зависимости от формы брака выделяют моногамную и полигамную семью:

    • моногамия - брак одного мужчины с одной женщиной в одно время:
    • полигамия - брак, предполагающий наличие нескольких партнеров в супружестве. Известны три формы полигамного брака:
    • групповой брак, когда несколько мужчин и несколько женщин одновременно находятся в супружеских отношениях (сегодня данная форма сохранилась только на Маркизских островах):
    • полиандрия (многомужество) - редко встречающаяся форма, имеет место в Южных штатах Индии, на Тибете;
    • полигиния (многоженство) - самая распространенная среди всех форм полигамного брака, существует в мусульманских странах.
  • Слайд 7

    Виды семей в зависимости от структуры родственных связей:

    • нуклеарная (простая), состоящая из родителей и их несовершеннолетних детей;
    • расширенная (сложная), представленная двумя и более поколениями семей.
  • Слайд 8

    Виды семей в зависимости от способов выбора семейного партнера:

    • эндогамные, предполагающие заключение брака между представителями одной и той же группы (клана, племени т.д.);
    • экзогамные, где брак внутри определенной узкой группы людей (например, между близкими родственниками, членами одного племени и т.д.) запрещается.
  • Слайд 9

    Виды семей в зависимости от местожительства супругов:

    • патрилокальные - молодые живут в семье мужа;
    • матрилокальные - в семье родителей жены;
    • неолокальные - поселяются отдельно от родителей.
  • Слайд 10

    Типы семей в зависимости от критерия семейной власти:

    • матриархат - власть в семье принадлежит женщине;
    • патриархат - во главе стоит мужчина;
    • эгалитарная, или демократическая, семья, в которой соблюдается статусное равенство супругов (является наиболее распространенной в настоящее время).
  • Слайд 11

    альтернативные формы брака

    • Годвин-брак («визитный брак», «гостевой брак») - это раздельное проживание супругов, отсутствие общего хозяйства и быта. Вне- семейная форма моногамного брака впервые была описана в XVIII в. У. Годвином. В последнее десятилетие данная форма брака становится популярной в России, главным образом среди звезд эстрады и очень занятых деловых людей с разными интересами;
    • Конкубинат - стабильная связь женатого мужчины и формально незамужней женщины-конкубины, имеющей от него признаваемых им детей и материальную поддержку. В настоящее время в Западной Европе из-за растущей феминизации полового состава общества имеет несомненную тенденцию к росту. Вариант полигинии;
    • Открытый брак - признание права супругов на независимый образ жизни, включая внебрачный секс;
    • Пробный брак - временное проживании партнеров. Когда же они решают иметь детей, то оформляется законный брак. По определению Маргарет Мид. - это «двухшаговый брак».
  • Слайд 12

    Вопросы и задания:

    Каким образом распределяются обязанности родителей и детей в вашей семье? Опишите ситуацию

    В структуре семейных ролей выделяется лидер, он же – глава семьи. Им может быть как женщина, так и мужчина. Кто в вашей семье лидер – мать или отец? Дайте анализ проблемы.

    Подумайте и ответьте, почему жить в браке и жить вместе не одно и тоже?

    Выполнение обязанностей мужем и женой может принимать следующие формы:

    А)Муж выполняет только свои, а жена – свои обязанности

    Б) Муж не выполняет свои обязанности, а жена свои выполняет.

    В) Муж выполняет свои обязанности, а жена – нет

    Г) Муж выполняет женские обязанности, а жена – мужские.

    Что произойдет в каждой ситуации – скандал, развод, конфликт, гармония? Проанализируйте ситуации.

    Слайд 13

    Вопросы и задания

    • Какую роль в обществе играет семья?
    • Какие виды семьи существуют?
    • Какие функции выполняет семья?
    • Какие стадии можно выделить в жизненном цикле семьи?
    • Что такое брак? В чем различие семьи и брака?
  • Слайд 14

    Использованная литература:

    Баранов П.А. Обществознание в таблицах. М., 2012

    Важенин А.Г. Обществознание. М., 2012

    Кравченко А.И. Обществознание. М., 2001

    Посмотреть все слайды

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    1 слайд

    Описание слайда:

    презентация по обществознанию Социология. Семья. Право. Брак. (Подготовка к ЕГЭ по обществознанию) Кодификатор: 3.10. Семья и брак 5.10. Правовое регулирование отношений супругов. Порядок и условия заключения и расторжения брака Кривоногова Е.Н учитель истории I квалификационной категории

    2 слайд

    Описание слайда:

    Семья – общность людей, основанная на единой общесемейной деятельности, супружеских узах, осуществляющая воспроизводство населения, преемственность поколений и социализацию детей. Семья как социальный институт - деятельность которого направлена на удовлетворение ряда важнейших человеческих потребностей Семья как малая социальная группа - основана на браке и кровном родстве, связана общностью быта и взаимной ответственностью.

    3 слайд

    Описание слайда:

    Функции семьи: репродуктивная - биологическое воспроизводство и сохранение потомства, продолжение рода хозяйственно-экономическая - включает питание семьи, приобретение и содержание домашнего имущества, одежды, благоустройство жилища, создание домашнего уюта, организацию жизни и быта семьи, формирование и расходование домашнего бюджета; регенеративная - (лат. regeneratio - возрождение, возобновление). Означает наследование статуса, фамилии, имущества, социального положения. Сюда же можно отнести и передачу каких-то фамильных драгоценностей; образовательно-воспитательная - (социализация). Состоит в удовлетворении потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях; сфера первоначального социального контроля - моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, ответственность членов семьи за поведение ее членов в обществе, их деятельность; рекреативная - (лат. recreatio - восстановление). Связана с отдыхом, организацией досуга, заботой о здоровье и благополучии членов семьи. духовного общения - развития личностей членов семьи, духовное взаимообогащение; социально-статусная - предоставление определённого социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры; психотерапевтическая (эмоциональная) - позволяет членам семьи удовлетворять потребности в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите.

    4 слайд

    Описание слайда:

    1. Установите со­от­вет­ствие между функ­ци­я­ми семьи и их проявлениями: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца. 21231 ПРОЯВЛЕНИЯ ФУНК­ЦИЙ СЕМЬИ ФУНКЦИИ СЕМЬИ А) рас­пре­де­ле­ние се­мей­ных обязанностей Б) сов­мест­ное про­ве­де­ние досуга В) пла­ни­ро­ва­ние се­мей­но­го бюджета Г) пе­ре­да­ча тра­ди­ций и ценностей Д) сня­тие пси­хо­ло­ги­че­ских на­гру­зок 1) рекреационная 2) хозяйственно-экономическая 3) вос­пи­та­тель­ная А Б В Г Д

    5 слайд

    Описание слайда:

    Классификация семей по типам 1. Характер распределения домашних обязанностей: – Патриархальная (традиционная) семья – домашние обязанности выполняет в основном женщина, но ответственность за семью перед обществом и основная власть принадлежат мужчине. – Коллективистская (партнёрская) - обязанности выполняют супруги совместно или по очереди. 2. В зависимости от структуры родственных связей: – Расширенная семья – сложная семья, включающая в себя представителей нескольких поколений родственников (прародителей – дед, бабушка, родителей – мать, отец, детей – сын, дочь и др.). – Нуклеарная семья – состоящая из двух поколений – родителей и детей. 3. В зависимости от количества детей в семье: - бездетные; - малодетные (1–2 ребенка); - многодетные (3 и более детей). 4. В зависимости от численного состава: - неполные (семьи с детьми, но без одного или обоих родителей), - полные.

    6 слайд

    Описание слайда:

    Классификация семей по типам 1. Характер воспитания: - Авторитарная - основывается на авторитете родителе. - Либеральная - строится на самоопределении личности независимо от традиций, привычек. - Демократическая - характеризуется постепенным формированием у ребёнка такой черты, как сопричастность к судьбам других людей.

    7 слайд

    Описание слайда:

    2. Установите со­от­вет­ствие между при­ме­ра­ми и ти­па­ми семей: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те соответствующую по­зи­цию из вто­ро­го столбца. 21122 ПРИМЕРЫ ТИПЫ СЕМЕЙ A) жена граж­да­ни­на К. ре­ши­ла получить ещё одно образование, и супруги договорились, что муж возь­мет большую часть забот по дому на себя, чтобы жена могла сов­ме­щать учёбу с работой Б) в семье С. всю ра­бо­ту по дому вы­пол­ня­ет жена; муж считает, что он за­ра­ба­ты­ва­ет деньги, а обя­зан­ность жены - до­маш­ние дела B) отец се­мей­ства решил от­пра­вить сына учить­ся в ка­дет­ский корпус, а воз­ра­же­ния матери оста­вил без внимания Г) на се­мей­ном совете было решено, что жена по­едет в от­пуск с подругой, а муж оста­нет­ся дома и займётся ре­мон­том квартиры Д) муж и жена ре­ши­ли потратить деньги, от­ло­жен­ные на сов­мест­ный летний отдых, на путёвку в са­на­то­рий для ба­буш­ки жены 1) патриархальная 2) партнёрская А Б В Г Д

    8 слайд

    Описание слайда:

    3. Установите со­от­вет­ствие между по­треб­но­стя­ми общества и со­ци­аль­ны­ми институтами, ко­то­рые эти по­треб­но­сти удовлетворяют: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те соответствующую по­зи­цию из вто­ро­го столбца. 12221 ПОТРЕБНОСТИ СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ A) по­треб­ность в пер­вич­ной социализации под­рас­та­ю­ще­го поколения Б) по­треб­ность в без­опас­но­сти и со­ци­аль­ном порядке B) по­треб­ность в обес­пе­че­нии управления Г) по­треб­ность в ко­ор­ди­ни­ро­ва­нии общественных про­цес­сов Д) по­треб­ность в вос­про­из­вод­стве населения 1) ин­сти­тут семьи и брака 2) ин­сти­тут государства А Б В Г Д

    9 слайд

    Описание слайда:

    С институтом семьи тесно связан другой общественный институт - институт брака, чаще всего именно брачная пара составляет основу семьи. В социологии брак - исторически изменяющаяся социальная форма отношений между мужчиной и женщиной, упорядочивающая половые отношения. В юридическом смысле брак - добровольный и свободный союз женщины и мужчины, заключенный в установленном законом порядке, направленный на создание семьи и порождающий взаимные личные, а также имущественные права и обязанности супругов. В соответствии с Семейным кодексом РФ признается только юридически оформленный, заключенный и зарегистрированный в органах записи актов гражданского состояния брак.

    10 слайд

    Описание слайда:

    Семья Брак = Брак – официально зарегистрированные государством (церковью) семейные отношения Возможна семья без заключения брака Возможен брак без цели создания семьи (фиктивный брак)

    11 слайд

    Описание слайда:

    Условия, необходимые для заключения брака: а) взаимное добровольное согласие вступающих в брак; б) личное участие в подаче заявления, регистрации брака; в) достижение брачного возраста, т. е. 18 лет; при наличии уважительных причин (беременность невесты) по просьбе брачующихся брачный возраст может быть снижен до 16 лет, в некоторых субъектах РФ, например, в Ростовской области, возможно вступление в брак с 14 лет. Для несовершеннолетних обязательно письменное согласие родителей, либо лиц, их заменяющих; г) ни один из вступающих в брак не должен быть признанным судом недееспособным вследствие психического расстройства; д) отсутствие другого зарегистрированного брака у лиц, вступающих в брак; е) отсутствие близкого родства между лицами, вступающими в брак. Запрещен брак между родителями и детьми, внуками и дедушками, бабушками, между родными братьями и сестрами, между усыновленными и усыновителями.

    12 слайд

    Описание слайда:

    Задание 25 (ЕГЭ) 4. Какой смысл юристы вкладывают в понятие «гражданский брак»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение содержащее информацию об условиях заключения брака, и одно предложение, раскрывающее особенности имущественных прав супругов. Пра­виль­ный ответ дол­жен со­дер­жать сле­ду­ю­щие эле­мен­ты 1) смысл по­ня­тия, на­при­мер: «Гражданский брак - это форма отношений между мужчиной и женщиной, когда они живут вместе, ведут совместное хозяйство, их отношения узаконены юридически, но не в церкви.»; 2) одно пред­ло­же­ние с ин­фор­ма­ци­ей об условиях заключения брака, опи­ра­ю­щей­ся на зна­ния курса, на­при­мер: «Одним из условий заключения брака является взаимное добровольное согласие мужчины и женщины на вступление в брачные отношения»; (Могут быть со­став­ле­ны дру­гие пред­ло­же­ния, со­дер­жа­щие ин­фор­ма­цию об условиях заключения брака 3) одно пред­ло­же­ние, рас­кры­ва­ю­щее с опо­рой на зна­ние курса особенности имущественных прав супругов, на­при­мер: «Имущество, принадлежавшее каждому из супругов до вступления в брак, а также вещи индивидуального пользования являются их личной собственностью и при разводе не разделяется».

    13 слайд

    Описание слайда:

    Основания признания брака недействительным: а) несоблюдение лицами, вступившими в брак, установленных законом условий его заключения; б) сокрытие лицом, вступающим в брак, наличия венерической болезни или ВИЧ-инфекции; в) заключение фиктивного брака, т.е. без намерения создать семью. Существует два порядка расторжения брака: 1. В органах записи актов гражданского состояния (упрощенный порядок) 1) при взаимном согласии на расторжение брака супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей; 2) по заявлению одного из супругов, если другой супруг признан судом безвестно отсутствующим, недееспособным или осужденным за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет. Расторжение брака в этих случаях производится независимо от наличия у супругов общих несовершеннолетних детей. 2. В суде 1) в случае возникновения споров между супругами при расторжении брака в органах ЗАГСА (например, о разделе имущества) таковые рассматриваются судом; 2) при наличии у супругов общих несовершеннолетних детей, за исключением отмеченных выше случаев; 3) при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака; 4) если один из супругов уклоняется от расторжения брака в органах загса, хотя и не возражает против такого расторжения (например, отказывается подать соответствующее заявление и т. п.). Законом установлен ряд ограничений прав мужа на предъявление требований о расторжении брака (в частности, он не имеет права без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время беременности жены и в течение года после рождения ребенка). Расторжение брака производится в случае, если судом будет установлено, что дальнейшая совместная жизнь супругов и сохранение семьи невозможны. При этом суд вправе принимать меры по примирению супругов. При наличии взаимного согласия на расторжение брака супругов, имеющих общих несовершеннолетних детей, суд расторгает брак без выяснения мотивов развода.

    14 слайд

    Описание слайда:

    Задание 26 (ЕГЭ) 5. Назовите и про­ил­лю­стри­руй­те при­ме­ра­ми любые три ос­но­ва­ния при­зна­ния брака недействительным, преду­смот­рен­ные Се­мей­ным ко­дек­сом РФ. ОТВЕТ: 1) если брак заключён между лицами, из ко­то­рых хотя бы одно лицо уже со­сто­ит в дру­гом за­ре­ги­стри­ро­ван­ном браке (Михаил, на­хо­дясь за пре­де­ла­ми РФ, всту­пил в брак, со­стоя в дру­гом браке, за­ре­ги­стри­ро­ван­ном в РФ); 2) брак заключён между близ­ки­ми род­ствен­ни­ка­ми (Алексей и Свет­ла­на за­клю­чи­ли брак, яв­ля­ясь еди­но­кров­ны­ми бра­том и сестрой); 3) брак заключён между усы­но­ви­те­лем и усыновлённым (Владимир за­клю­чил брак с удочерённой им Ниной); 4) хотя бы один из всту­пив­ших в брак был при­знан не­дее­спо­соб­ным (Ксения, объ­яв­лен­ная судом недееспособной, всту­пи­ла в брак с Николаем); 5) брак был заключён без цели со­зда­ния семьи (Павел всту­пил в брак с Ва­лен­ти­ной с целью по­лу­че­ния ре­ги­стра­ции в г. Москве (Проживать и вести сов­мест­ное хо­зяй­ство с Ва­лен­ти­ной после за­клю­че­ния брака отказывался).

    15 слайд

    Описание слайда:

    Задание 26 (ЕГЭ) 6. Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три основания для расторжения брака в судебном порядке. ОТВЕТ: 1) наличие у супругов общих несовершеннолетних детей (Иван и Елена подали заявление о расторжении брака по обоюдному согласию. Так как у супругов есть общая дочь, 6-летняя Вера, брак будет расторгнут в судебном порядке); 2) отсутствие согласия одного из супругов на расторжение брака (Валентина подала заявление о расторжении брака с Михаилом. Так как Михаил возражает против расторжения брака, дело о расторжении брака будет рассматриваться судом, который изучит возможность примирения супругов и сохранения семьи); 3) уклонение одного из супругов от расторжения брака в органах ЗАГС (Ирина подала в ЗАГС заявление о расторжении брака с Владимиром. У супругов нет общих детей, и Владимир не возражает против расторжения брака, но не является в ЗАГС для расторжения брака. В связи с уклонением Владимира от расторжения брака в ЗАГСе дело о расторжении брака будет рассмотрено в судебном порядке).

    16 слайд

    Описание слайда:

    Задание 26 (ЕГЭ) 7. Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три обстоятельства, препятствующие заключению брака, предусмотренные Семейным кодексом РФ. Ответ: 1) пребывание в другом зарегистрированном браке (Фёдор предложил Светлане выйти за него замуж, однако, поскольку Светлана состояла в браке, то брак между ней и Фёдором не мог быть зарегистрирован до официального расторжения предыдущего брака Светланы); 2) близкое родство (Иван и Софья не могут вступить в брак, так как являются братом и сестрой); 3) не допускаются браки между усыновителями и усыновлёнными (удочерёнными) (Семён не может вступить в брак с удочерённой им Екатериной, несмотря на отсутствие между ними кровного родства); 4) недееспособность лица в результате психического расстройства (Николай и Тамара не могут зарегистрировать брак, так как Николай был признан судом недееспособным в результате психического расстройства).

    17 слайд

    Описание слайда:

    Личные неимущественные права и обязанности супругов Личные права и обязанности супругов регламентируются ст. 31 и 32 СК РФ. Под такими правами и обязанностями понимают права и обязанности супругов по поводу нематериальных благ, урегулированные нормами семейного права. Личные неимущественные права и обязанности: супругов имеют следующие особенности: а) возникают только после регистрации брака; б) лишены экономического содержания; в) возможны только между супругами; г) неотчуждаемы и непередаваемы; д) не могут быть предметом соглашений между супругами, в том числе посредством брачного договора.

    18 слайд

    Описание слайда:

    Личным неимущественным правам супругов относятся: 1) право на свободный выбор каждым из супругов рода занятий и профессии 2) право на свободный выбор места жительства 3) право на свободный выбор места пребывания 4) право на совместное решение вопросов семейной жизни 5) право на выбор фамилии при заключении и расторжении брака 6) право супруга на расторжение брака (п. 2 ст. 16 СК РФ) 7) право каждого супруга давать согласие на усыновление ребенка другим супругом (п. 1 ст. 133 СК РФ).

    19 слайд

    Описание слайда:

    Имущественные права супругов права, регулирующие отношения по поводу супружеской собственности. права, регулирующие отношения по поводу взаимного материального содержания. Имущественные права определяются: законом или брачным договором. Супружеская собственность = совместная собственность: - имущество, нажитое супругами во время брака (посуда, мебель, бытовые техника, автомобиль, жильё, доходы каждого из супругов от трудовой деятельности, пенсии, денежные вклады, ценные бумаги); - имущество, нажитое каждым из супругов до вступления в брак, если в период брака в это имущество были вложены средства, существенно увеличившие его стоимость. Собственность каждого из супругов: - имущество, нажитое до вступления в брак (если супруги не производили в это имущество вложений, увеличивших его стоимость); - вещи личного пользования (за исключением драгоценностей и других предметов роскоши); - награды и подарки (даже если они сделаны другим супругом); - имущество, полученное во время брака по праву наследования и по безвозмездным - - сделкам (по договору дарения). Раздел имущества при расторжении брака: 1) подлежит разделу в равных долях исключительно общее, совместное имущество; 2) не подлежат разделу вещи, приобретённые для удовлетворения потребностей несовершеннолетних детей. И денежные вклады на имя общих несовершеннолетних детей.

    20 слайд

    Описание слайда:

    Брачный договор – соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее только имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения. Особенности: 1) Заключается (до регистрации или в период брака) в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению. 2) Может быть заключён только при обоюдном добровольном согласии супругов. Расторжение брачного договора не ведёт к прекращению брачного договора, но расторжение брака ведёт к прекращению брачного договора. Устанавливает: - режим совместной, долевой или раздельной собственности на всё имущество супругов, на отдельные его виды или на имущество каждого из супругов; - права и обязанности супругов по взаимному содержанию; - способы участия в доходах друг друга и порядок несения каждым из супругов семейных расходов; - какое имущество и в каких долях должно быть передано каждому из супругов в случае расторжения брака. Не может устанавливать: - ограничивать правоспособность или дееспособность супругов; - ограничивать право супругов на обращение в суд за защитой своих прав; - регулировать личные неимущественные отношения между супругами, их права и обязанности в отношении детей; - предусматривать положения, ограничивающие право нетрудоспособного нуждающегося супруга на получение содержания; - включать другие условия, которые ставят одного из супругов в крайне неблагоприятное положение или противоречат основным началам семейного законодательства.

    21 слайд

    Описание слайда:

    Задание 27 (ЕГЭ) 8. Матвей и Арина решили заключить брачный договор. Матвей настаивал на включение в договор пункта, запрещающего жене поступать на работу без разрешения мужа. Нотариус отказался удостоверять брачный договор именно из-за этого пункта. Правомерны ли действия нотариуса? Ответ поясните. Назовите любые два аспекта отношений между супругами, которые могут быть определены в брачном договоре. ОТВЕТ: 1. ответ на вопрос: действия нотариуса правомерны; 2. пояснение, например: это положение брачного договора ограничивает конституционное право гражданина РФ, т.е. речь идёт об ограничении правоспособности; брачный договор не может ограничивать правоспособность или дееспособность супругов; 3. два аспекта; супруги могут определить в брачном договоре: − свои права и обязанности по взаимному содержанию; − способы участия в доходах друг друга; − порядок несения каждым из них семейных расходов; − определить имущество, которое будет передано каждому из супругов в случае расторжения брака; − любые иные положения, касающиеся имущественных отношений супругов.

    22 слайд

    Описание слайда:

    Задание 27 (ЕГЭ) 9. Супруги, граж­да­не РФ, Фрол и Ак­си­нья ре­ши­ли за­клю­чить брач­ный договор. Фрол на­ста­и­вал на вклю­че­ние в до­го­вор пунк­та о том, чтобы жена обя­за­тель­но со­об­ща­ла ему о всех своих те­ле­фон­ных переговорах, рас­ска­зы­ва­ла ему их содержание, а также со­дер­жа­ние почтовых, те­ле­граф­ных и про­чих сообщений. Но­та­ри­ус от­ка­зал­ся удо­сто­ве­рять брач­ный до­го­вор имен­но из-за этого пункта. Пра­во­мер­ны ли дей­ствия нотариуса? Ответ поясните. На­зо­ви­те любые два ас­пек­та от­но­ше­ний между супругами, ко­то­рые могут быть опре­де­ле­ны в брач­ном договоре. ОТВЕТ: 1. Действия нотариуса правомерны. 2. Пояснение. Брачный договор определяет имущественные права и обязанности супругов в браке и в случае его расторжения. Он не может ограничивать правоспособность и дееспособность супругов, содержать положения, ставящие одного из супругов в неблагоприятное жизненное и правовое положение. 3. Брачный договор - может устанавливать режим раздельной собственности на все имущество супругов; - может регулировать порядок раздела имущества в случае развода; - может регулировать права собственности в отношении будущего имущества супругов.

    23 слайд

    Описание слайда:

    Задание 27 10. Граждане РФ Анастасия и Дмитрий накануне регистрации брака решили заключить брачный договор. По обоюдному согласию они включили в него пункты о правах и обязанностях в отношении своих будущих детей, о способах участия в доходах друг друга, о порядке несения каждым супругом семейных расходов, а также пункт об обязанности супруги обязательно согласовывать с супругом все вопросы, связанные с её трудоустройством. Нотариус, к которому они обратились за удостоверением брачного договора, указал на необходимость исключить два пункта. О каких пунктах из перечисленных выше идёт речь? Свой ответ обоснуйте. Какое условие необходимо, чтобы составленный в письменной форме и удостоверенный у нотариуса брачный договор вступил в силу? ОТВЕТ: 1) два пункта: - о правах и обязанностях в отношении своих будущих детей; - об обязанности супруги обязательно согласовывать с супругом все вопросы, связанные с её трудоустройством; 2) объяснение, например: брачный договор регулирует только имущественные отношения супругов; (Объяснение может быть приведено в иной, близкой по смыслу формулировке.) 3) условие: государственная регистрация брака

    24 слайд

    Описание слайда:

    Литература и интернет ресурсы ЕГЭ 2018. Обществознание. 50 тренировочных вариантов экзаменационных работ. Баранов П.А., Шевченко С.В. М.: 2017. - 486 с. Обществознание: ЕГЭ-учебник / П.А. Баранов, С.В. Шевченко / Под ред. П.А. Баранова. – М.: АСТ: Астрель, 2014. ЕГЭ 2017. Обществознание. Практикум. Экономика. Социология. Королькова Е.С., Рутковская Е.Л. М.: 2017. - 144 с. ЕГЭ 2017. Обществознание. Практикум. Политика. Право. Королькова Е.С. М.: 2017. - 144 с. https://soc-ege.sdamgia.ru/ РЕШУ ЕГЭ обществознание

    В социологии семья рассматривается одновременно и как малая социальная группа, и как важный социальный институт. В качестве малой группы она удовлетворяет личные потребности людей, в качестве института - социально значимые потребности общества.

    Семья является важным элементом социальной структуры общества, одной из его подсистем, деятельность которой регулируется как брачно-семейным законодательством, так и морально-нравственными нормами, обычаями, традициями и т. д.

    Социальная группа основана на браке и кровном родстве, связана общностью быта и взаимной ответственностью.

    Социальный институт - деятельность его направлена на удовлетворение ряда важнейших человеческих потребностей.

    Семья выполняет определенные функции. Под функциями семьи понимается способ проявления жизнедеятельности и активности семьи и ее членов. Эти функции по ходу истории менялись: они обусловлены социально-экономическими особенностями общества.

    Функции семьи:

    1) Репродуктивная (от лат. productio - производство) - биологическое воспроизводство населения - на общественном уровне и удовлетворение потребности в детях - на личностном уровне.

    2) Социализации - формирование индивида как личности.

    3) Хозяйственно-бытовая - ведение домашнего хозяйства, уход за детьми и престарелыми членами семьи.

    4) Экономическая - материальная поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.

    5) Социально-статусная - предоставление определенного социального статуса членам семьи (наделение наследственными статусами - национальность, религия и др.), воспроизводство социальной структуры общества.

    6) Эмоциональная - оказание психологической поддержки членам семьи.

    7) Защитная - физическая, экономическая, психологическая защита членов семьи.

    8) Духовно-нравственная - развитие личности каждого члена семьи.

    9) Досуговая - организация рационального досуга, взаимообогащение интересов членов семьи.

    Жизненный цикл семьи состоит из нескольких этапов:

    Вступление в брак -> Начало деторождения – рождение первого ребёнка -> Рождение последнего ребёнка -> Вступление в брак и выделение из семьи последнего ребёнка -> Смерть одного из супругов.

    Выделяют следующие классификации семьи:

    1) По числу детей: многодетные, малодетные и бездетные.

    2) По характеру распределения домашних обязанностей:
    - традиционная - домашние обязанности выполняет в основном женщина, но ответственность за семью перед обществом и основная власть принадлежит мужчине;
    - коллективистская - обязанности выполняются совместно или по очереди.

    3) По родственной структуре:
    - нуклеарная (лат. nucleus - ядро) - супружеская пара с детьми;
    - расширенная - супружеская пара с детьми и кто-то из родственников, проживающих с ними;
    - полигамная - жена с мужьями или муж с женами.

    4) По типу воспитания:
    - авторитарная - основывается на авторитете родителей;
    - либеральная - строится на самоопределении личности независимо от традиций, привычек;
    - демократическая - характеризуется постепенным привитием ребенку такой черты, как сопричастность к судьбам других людей.

    Первоначальную основу семейных отношений составляет брак. Брак - это исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их интимную жизнь, устанавливает супружеские, родительские и другие родственные права и обязанности.

    Индивиды, вступившие в брак, становятся родственниками друг другу, но их брачные обязательства связывают родственными узами гораздо более широкий круг людей.

    Родственные узы (родство) - это отношения, возникающие при заключении брака либо являющиеся следствием кровной связи между лицами (отцы, матери, дети и т. д.).

    В настоящее время различают следующие виды брака.

    Виды брака:

    1) Юридический брак - союз мужчины и женщины. Добровольный союз. Союз, заключенный с соблюдением определенных правил, установленных законом. Союз, целью которого является создание семьи. Союз, который порождает взаимные личные и имущественные права и обязанности супругов.

    2) Гражданский брак - это длительное открытое совместное проживание мужчины и женщины в незарегистрированном на законных основаниях браке, даже если они ведут совместное хозяйство и воспитывают общих детей. Такой брак порождает лишь отношения материнства и отцовства, которые создают определенный объем прав (например, право детей наследовать имущество любого из родителей). Сожители (с юридической точки зрения супругами их назвать нельзя) не могут по закону наследовать имущество друг друга.

    3) Церковный брак - это брак, который в России не влечет юридических последствий с точки зрения государства и регулируется только нормами внутрицерковного (канонического) права.

    В Российской Федерации правоотношения в области семьи, материнства, отцовства и детства регулируются особой отраслью права - семейным правом. Его источниками являются Конституция РФ и Семейный кодекс РФ, вступивший в действие в 1996 г.

    Регулирование семейных отношений российским законодательством осуществляется в соответствии со следующими принципами:

    Добровольность брачного союза мужчины и женщины;

    Равенство прав супругов в семье;

    Разрешение внутрисемейных вопросов по взаимному согласию;

    Приоритет семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии;

    Обеспечение приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.

    В современном обществе семья переживает качественные изменения, связанные с глобальными социальными процессами индустриализации, урбанизации, несвойственными доин-дустриальному (традиционному, аграрному) обществу. Можно отметить, что сегодня происходят процессы трансформации семьи как социального института, изменения некоторых ее функций, перераспределения семейных ролей.

    В частности, можно выделить следующие тенденции развития современной семьи:

    Сокращение ведущих позиций семьи в социализации индивидов, в организации их досуга;

    Изменение положения женщины в семье, обусловленное ростом ее авторитета в обществе;

    Сокращение числа патриархальных семей;

    Развитие семьи партнерского типа, в которой осуществляется совместное ведение супругами домашнего хозяйства, воспитание детей, взаимная поддержка;

    Разрушение многопоколенной (расширенной, родственной) семьи;

    Преобладание нуклеарной семьи;

    Разделение институтов брака и семьи, рост количества фактических, но юридически не оформленных «свободных» семейных союзов и рожденных в них детей;

    Рост количества разводов, повторных браков, неполных семей и числа брошенных детей.

    В современных условиях особую роль в развитии семейных отношений может играть государство, заинтересованное в сохранении и укреплении института семьи.

    Семья и брак изучаются в социологии, психологии, религиоведении и в правоведении. Обществознание как комплексная дисциплина рассматривает это явление с нескольких точек зрения одновременно. В РФ основы семьи и брака закреплены в соответствующем профильном законе. Речь идёт о Семейном Кодексе, который в специализированной литературе чаще всего обозначается сокращённо, то есть как СК.

    Правовые основы брака и семьи регулируются отдельной отраслью права. В нормативно-правовых актах закреплены имущественные и неимущественные права и обязанности членов одной семьи друг по отношению к другу. И в случае, если кто-то совершает нарушение, пострадавшая сторона (или считающая себя такой) может обратиться за защитой в суд.

    Брак и семья – это близкие понятия, иногда они совпадают, например, когда речь идёт о бездетной паре. Но на самом деле друг другу не тождественны. Семья как понятие гораздо шире, в него могут входить лица, связанные кровными узами. Понятие брака по семейному праву же достаточно однозначно.

    Итак, под браком законодательством понимается добровольный союз женщины и мужчины с целью совместного ведения быта (хозяйства), воспитания детей и создания семьи. Необходимо отметить, что Российская Федерация неоднократно подвергалась критике за это определение. Считается, что законодательство о браке и семье дискриминационное, поскольку в нём ущемляются права лиц нетрадиционной ориентации.

    Однако это не единственная причина недовольства. Нередко указывается, что современное значение семьи в жизни человека не должно быть привязано к обязательному или навязываемому обществом стремлению завести детей. Критики считают, что институт брака переживает кризис, что он должен меняться, чтобы в полной мере удовлетворять современные потребности общества.

    Тем не менее ФЗ (федеральный закон) пока что даёт именно такое определение. Возможно, в будущем какое-нибудь постановление или поправки изменят ситуацию. Сейчас же понятие и правовая природа брака в России строятся вокруг гетеросексуальных союзов.

    Зачем нужно законодательное закрепление?

    Кажется, что понятие брака и семьи во многом личное. То, как жить, с кем, люди должны решать сами. И стремление государства осуществить регулирование такого явления как брак, брака кажутся неуместными.

    Однако в основе своей всё это направлено на защиту тех, кто находится в уязвимом положении. Например, ребёнок, который может пострадать от произвола родственников. Закон в большинстве случаев на его стороне. Он не даёт родителям продавать недвижимость без учёта интересов несовершеннолетних, например.

    А ещё дети до 18 лет являются наследниками по закону. И даже лишение родительских прав далеко не всегда означает автоматическое освобождение от соответствующих обязанностей. Безусловно, при чтении этих строк кто-то может подумать, что в моей семье невозможно представить себе вмешательство государства.

    И это хорошо. Живущие в мире и согласии супруги, как правило, не сталкиваются с какими-то претензиями к ним законодательства. Закон обычно помогает урегулировать конфликты, разобраться в сложных ситуациях. Институт семьи и брака касается и дальних родственников, вернее, его правовое регулирование, поскольку сам по себе институт – понятие социологическое в первую очередь.

    И ещё один момент. Существует такое явление как «правовые семьи понятие и виды». К браку и к родственникам это не имеет никакого отношения. Речь идёт о правовых системах, которые в науке получили название семей. Например, романо-германская семья, англосаксонская и т. п. Не стоит путать эти понятия.

    Какие бывают семьи?

    Довольно любопытна классификация семьи. Рассматривают по количеству детей: бездетные, однодетные, малодетные, среднедетные и многодетные. Любопытно, что в публицистике прижились, в основном, только первый и последний термины.

    Также существует различие по половому составу: разнополый брак и однополый. Грамотнее говорить о брачных отношениях, даже если они официально не признаются государством, потому что, как уже говорилось, семья – это другое. Фактически, однополой семьёй можно назвать дочь и мать или сына и отца.

    Необходимо отметить, что традиционное понятие семьи и брака не подразумевает признания гомосексуальных отношений. Во многом это связано с последствиями влияния религий, когда союз между людьми сводился к размножению, что и ставилось основной или одной из основных целей. Потомкам и наследникам нужно было придать официальный статус.

    Однако семья и брак как социальные институты в современном мире в большинстве цивилизованных стран не сводятся к этому. И во многих странах закон защищает однополые отношения. Яркий пример – Канада, Испания, США, Великобритания.

    Исторические формы брака

    Также существуют исторические формы семьи и брака. Это моногамия, то есть союз исключительно 2 людей, полигиния, предполагавшая большое количество жён и одного мужа, и полиандрия, где на одну женщину приходилось несколько мужчин. Необходимо отметить, что количество и положение людей в семье, о семье, семьи, семье зависело во многом от доминировавшей религии.

    В частности, при внимательном изучении истории человечества становится видно, что сильнейшая дискриминация по гендерному признаку поддерживалась христианством и близким с ней в этом отношении исламом. Современный закон по сравнению с этими нормами выглядит гораздо прогрессивнее. Даже в России.

    Партнёрская семья

    В специализированной литературе неоднократно упоминается партнерский тип семьи. О чём идёт речь? Так принято называть брачные отношения, построенные на равноправии женщины и мужчины, на одинаковом объёме прав и обязанностей. Некоторые считают, что это регулирует закон.

    На самом деле законодательство делает акцент только на добровольности союза. То есть каждый супруг может в любой момент при желании подать на развод. Однако о равноправии отдельно не говорится. Поэтому считается, что такой момент регулируется негласно.

    Какие ещё могут быть варианты? Встречается патриархальный тип семьи, в котором мужчина считается главой, за ним остаются все основные решения. Он же долгое время был традиционным. Бывают матриархальный, здесь роль ведущего полностью переходит к женщине.

    И, наконец, социология семьи и брака также выделяет конкурентный, в котором муж и жена заняты активным перетягиванием одеяла на себя. В этом случае брак либо переходит в партнёрский (который ещё называют демократическим), также, как вариант, кто-то может победить в этой борьбе, либо союз распадается.

    Какие ещё формы брака бывают?

    Исследователи также выделяют понятие гражданский брак. В обывательском понимании это незарегистрированное сожительство. Однако исторически такое определение стало использоваться как раз для обозначения церемонии, получившей официальное признание государства в противовес церковному венчанию.

    Бывают и формы, предполагающие союз 3 людей. В России такое явление чаще всего называют «шведской семьёй», в Европе оно получило название ménage à trois. Это отношения втроём, которым дают разную оценку, в большинстве своём негативную. Но есть те, кто считают, что в отдельных ситуациях такие союзы вполне допустимы.

    Функции семьи

    Роль семьи в жизни человека очень наглядно видна через функции. Учтите, что в отдельные исторические периоды одни могут выйти на первый план, а другие, напротив, оказаться почти неактуальными. Кроме того, речь идёт о том, что должно быть.

    Однако далеко не все семьи относятся к функциональным, то есть не все выполняют свои функции. Такие в специализированной литературе называют дисфункциональными.

    Репродуктивная

    Социология семьи и брака рассматривает ячейку общества как надёжный способ обеспечить детей самым необходимым. Малютка может родиться и у матери-одиночки, не состоящей в браке. Но тогда он будет незащищённым.

    Сейчас общественное отношение к людям смягчилось, оно не зависит от того, состояли ли их родители в зарегистрированном браке или нет. Но во многих странах, особенно тех, где религиозный уклад довольно силён, это ещё имеет значение.

    Воспитательная

    Роль семьи в формировании личности ребенка трудно переоценить. Именно здесь закладываются моральные ценности и укрепляются. Дети от родителей получают общее представление об окружающем мире. Они также видят перед собой первый пример поведения с другими людьми.

    Если в семье здоровый климат, то и малютка вырастет благополучным – с большей вероятностью. Однако если у родителей постоянные проблемы, они озлобленные, им всё даётся с большим трудом, то у малыша создаться впечатление, что мир – угрюмое и небезопасное место.

    Необходимо отметить, что роль семьи в жизни человека в дальнейшем также определяется первым опытом столкновения с подобными отношениями. Если родители ценят друг друга, то повзрослевшие будут стремиться к открытым, ровным отношениям, построенным на взаимном доверии и уважении. В противном случае они могут избегать брака.

    Впрочем, некоторые психологи считают, что функции семьи периодически переоцениваются. Первостепенное значение в том, как относиться к окружающему миру, какие отношения строить в личном плане имеет выбор самого человека.

    Родители действительно оказывают определённое влияние. Но в процессе взросления личность оценивает имеющиеся установки, опыт старших родственников. И если он её не устраивает или не согласуется с внутренними убеждениями, может от них отказаться.

    Обучающая функция

    Дети внутри семьи получают самые первые навыки: им показывают, как ходить, говорить, помогают усваивать дальнейшие знания. В то же время часто возникает такой вопрос: верны ли следующие суждения о функциях семьи, скажем, только здесь малыши могут изучить мир вокруг себя, усвоить базовые ценности, понять свою социальную роль? На самом деле нет.

    Не стоит забывать о детсаде, а также о школе. Кроме того, по мере распространения современных технологий каждый человек с довольно раннего возраста получает доступ в Сеть. В итоге он может заняться самообразованием. То есть, функции семьи в плане обучения важны, но она – не единственный источник приобретаемых знаний.

    Обратите внимание: обучающий аспект касается в первую очередь детей, но далеко не только их. В большой и дружной семье все могут что-то дать в этом плане друг другу, показать, что именно они усвоили, передать знания.

    Коммуникативная функция

    В благополучной семье больше всего её члены общаются друг с другом. А когда человек плохо чувствует себя, то у него остаются силы только на то, чтобы поддерживать контакты с самыми близкими. Впрочем, здесь есть свои нюансы: далеко не всегда в числе этого ограниченного круга лиц оказываются именно кровные родственники. Периодически речь идёт о лучших друзьях.

    Психологи обращают внимание на то, что коммуникация внутри семьи сказывается также и на том, как именно человек относится к окружающему миру, как выстраивает с ним отношения. Если ему хорошо, он счастлив, он получает от партнёра, детей, родителей полное принятие, доверие, любовь, то он будет больше уверен в себе, мягче, добрее, открытее. И наоборот.

    Впрочем, нельзя взваливать ответственность в деле выстраивания контактов с окружающим миром только на семью. Во-первых, в любом случае выбор того, как относиться к остальным, делает только сам человек.

    Во-вторых, отношение к окружению зависит ещё и от последнего. Если у человека всё хорошо в семье, но остальной мир воспринимается опасным и враждебным, то это будет влиять на его поведение. То есть он станет стараться защищаться и защищать своих близких. Например, мирное население в стране, где началась война. Этот пример из числа крайностей, но он очень наглядный.

    Духовно-экзистенциальная

    Семья влияет на духовную жизнь человека, на его взгляды, отношение к миру, к своему месту в нём. Как правило, в брак вступают люди, которые если не придерживаются одинаковых позиций, то могут хотя бы примириться с имеющимися различиями друг у друга. Если же неприятие родственников или других членов семьи в отношении взглядов будет слишком сильным, то они будут связаны только номинально в большинстве своём.

    Психотерапевтическая

    Любые эмоциональные переживания гораздо легче перенести при наличии поддержки. Опыт излечения депрессий и других достаточно тяжёлых расстройств показывает, что любящие родственники и остальные близкие могут сильно помочь в такой ситуации или значительно облегчить ситуацию, как минимум. Но это касается далеко не только больных. Поддержка время от времени нужна каждому.

    Развлекательно-рекреативная функция

    Проведение совместного досуга, возможность отдохнуть с близким – это то, что позволяет человеку полноценно расслабиться, почувствовать удовлетворение от выполненной работы. Что даёт возможность в дальнейшем к ней вернуться с новыми силами и идеями. К тому же человеку присуще желание проводить свободное время с теми, кто ему дорог, разделять удовольствие.

    Сексуальная

    Статистика показывает, что полноценной сексуальной жизнью живут те, кто находятся в постоянных отношениях. Количество половых актов у них больше, чем у одиночек, даже если последние весьма активны в сексуальном плане. Уровень удовлетворённости этой стороной жизни тоже в среднем выше.

    Экономическая

    В финансовом и в экономическом плане решать какие-то задачи вместе намного легче. Даже если один из супругов не работает, второй может взять на себя какие-то задачи, на выполнение которых потребовались бы деньги. Или время, которое можно было бы потратить на то, чтобы выполнить оплачиваемое задание. Большое количество людей означает возрастающие траты, но если значительная часть способна зарабатывать на себя и не только, то обеспечить достойный уровень жизни становится легче.

    Хозяйственно-бытовая

    В семье человеку прививаются первые навыки, касающиеся быта, поддержание дома и своих вещей в функциональном состоянии. Близкие также могут взять на себя выполнение части задач по дому, что становится особенно актуальным в ситуациях, когда кто-то болен, плохо себя чувствует, слишком сильно устал или занят. В итоге семья облегчает жизнь.

    Защитная

    Как женщины, так и мужчины в рамках многочисленных опросов показали, что чувствуют себя более защищёнными в браке. Медицинская статистика тоже красноречива: холостяки умирают раньше и больше болеют. Особых секретов здесь нет, ведь близкие чаще напоминают принимать лекарства, мотивируют или просто просят обратиться за медицинской помощью.

    В семье могут поддержать, дать деньги в долг или просто выдать на базовые нужды. А иногда защитная функция реализуется буквально: родственники способны напрямую полезть в драку или прикрыть собой от хулиганов, вооружённых грабителей, от опасного животного и т. п.

    Статусная

    Принадлежность к той или иной семье – это ещё и вопрос статуса. Дети голливудских звёзд и обывателей не находятся в глазах обществах на одном и том же уровне. Материальный достаток родителей тоже имеет значения. Правда, здесь есть своя специфика: далеко не все исследователи считают, что богатые и знаменитые мама с папой – это безусловно хорошо. Почему?

    Есть и обратная сторона медали. К членам семьи может быть приковано повышенное внимание, особенно, когда они появляются на публике со знаменитым родственником. Им сложнее просто общаться, а у звёзд часто не хватает времени даже на самых близких. Ребёнок может стать жертвой безумного фаната, поэтому приходится предпринимать дополнительные меры по защите. В итоге это всё порождает своеобразную атмосферу.

    Первичный социальный контроль

    Именно семья является одним из основных сдерживающих факторов. Кто-то может быть негативно настроен по отношению к законодательству, однако удержаться от совершения преступления из-за страха, что это плохо скажется на близких или расстроит родителей. Семьи часто помогают вернуться к нормальной жизни преступникам и наркоманам.

    Социализация

    Первичная социализация у человека происходит именно внутри семьи. Адаптация после длительного отсутствия нормальных контактов с окружающими по причине болезни, карантина, ухода за умирающим, пребывания в тюрьме или в следственном изоляторе тоже часто включает в себя общение с родственниками. Однако даже без таких примеров коммуникация с семьёй, характер этих контактов влияет на социализацию человека.

    Кооперативная

    Семья – это отличный способ объединить с кем-то усилия и получить уверенность в том, что вы работаете на общую цель. У знакомых могут найтись другие дела, у друзей – пропасть интерес (хотя далеко не всегда).

    С родственниками удобно кооперироваться хотя бы, как минимум, потому что люди хорошо знают друг друга, свои сильные и слабые стороны. Именно на этом на Западе нередко строится семейный бизнес. Но у попыток вести вместе дела есть и свои минусы. Что уже отдельная тема для разговора.

    Разумеется, предпринимательство – это только один пример. Объединиться можно ради достижения совместной цели. В браке пара обычно работает над тем, чтобы сообща достичь финансового (и не только) благополучия.

    Подводя итоги, стоит отметить, что значение семьи до сих пор обсуждается. Однако во многом оно зависит от того (как и все эти функции), о какой именно семье идёт речь, можно ли её назвать полноценной. И здесь имеет значение даже не наличие обоих родителей, а внутренний климат, характер складывающихся отношений.

  • Понравилась статья? Поделиться с друзьями: